Лунинецкий районный исполнительный комитет

Лунинецкий районный исполнительный комитет
burger
Главная // Экономика // Неиспользуемое имущество

Новое в законодательстве по учету и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности

21/01/2019 08:37

Порядок на земле – визитная карточка не только Лунинецкого района Брестской области в целом, но и любой другой области в нашей стране. Наведение порядка на земле — тема, которая в последнее время приобретает особую актуальность. Ветхие, пустующие дома — неприглядная сторона любого населенного пункта. Собственники недвижимого имущества обязаны самостоятельно благоустраивать свой жилой дом. И речь идет не только о фасаде, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, но прежде всего о благоустройстве своих земельных участков.

 

С целью поддержания порядка на земле был принят Указ Президента Республики Беларусь № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» (далее - Указ), которым установлен механизм работы с пустующими и ветхими домами на территории всех населенных пунктов.

Указом установлено, что жилые дома будут отнесены к пустующим, если в нем лица, имеющие право владения и пользования таким домом, не проживали ни одного дня в течение 3-х последних лет и не представили в местный исполнительный комитет уведомления о намерении использовать жилой дом для проживания.

Ветхий дом — аварийный и грозящий обвалом, в котором владельцы не жили в течение последнего года и не приняли мер по восстановлению либо сносу.

Дом признается пустующим или ветхим, после того, как его осмотрит комиссия по обследованию состояния жилых домов, расположенных на соответствующей административно-территориальной единицы. В ее состав должны входить представители исполнительного комитета (администрации), других служб и организаций, а также органов внутренних дел. Комиссия будет совершать обход и осматривать жилые дома на подведомственной территории как минимум два раза в год

Факт проживания соответствующие комиссии исполкомов могут устанавливать, в т.ч. путем опроса соседей и иных лиц, которые могут располагать данной информацией.

В случае признания дома пустующим или ветхим сведения о нем включаются в реестр пустующих домов или в реестр ветхих домов. Неуплата коммунальных платежей и налогов  также станет веским доводом для уведомления собственников и иных граждан, имеющих права на строение, о том, что есть основания включить жилой дом в реестр пустующих.

 

Справочно. На районные, городские (городов областного подчинения) исполкомы, местные администрации районов в Минске возложены обязанности по ведению реестров пустующих и ветхих домов; размещению сведений из этих реестров на своих официальных сайтах в интернете.

Исполкомы наделяются правом отчуждать пустующие и ветхие дома через аукционы (в том числе с использованием механизма понижения начальной цены на 20 %, 50 % и 80 %); прямую продажу при наличии одного предложения о покупке.

Реестры пустующих домом и реестры ветхих домов ведут районные, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, местные администрации районов в г. Минске. Они же размещают сведения из реестров пустующих домов и реестров ветхих домов в открытом доступе на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

Собственнику жилого дома, иному лицу, имеющему право владения и пользования жилым домом, будет направлено извещение о предстоящем включении жилого дома в реестр пустующих домов. К извещению, направляемому собственнику жилого дома или иному гражданину, имеющему право владения и пользования жилым домом, будет прилагаться бланк уведомления, который собственник должен любым доступным способом представить в исполнительный комитет, если он намерен сохранить за собой право собственности и обязуется благоустроить прилегающую территорию.  Если же собственник не объявляется и не предпринимает мер к наведению порядка, то соответствующий исполнительный комитет в судебном порядке сможет признать такой дом бесхозяйным и обратить его в коммунальную собственность с дальнейшим определением   его судьбы: либо снос, либо реконструкция, либо продажа. Денежные средства от продажи в таком случае поступят в местный бюджет.

Положением о порядке работы с пустующими и ветхими домами предусмотрен порядок отчуждения пустующих и ветхих домов на аукционах или без их проведения, порядок предоставления земельных участков приобретателям таких домов.

Справочно. Отчуждение пустующих и ветхих домов в областных центрах и иных населенных пунктах, определенных облисполкомами, будет происходить только по итогам аукционов. Аукционы также будут осуществляться в случае поступления заявок от нескольких претендентов на приобретение дома. Вместе с тем земельный участок, на котором расположен пустующий либо ветхий дом, может быть предоставлен исполкомом новому землепользователю при условии сноса такого дома за его счет. Помимо этого, документом определен порядок: работы с движимым имуществом, расположенным в пустующих и ветхих домах; отчуждения и последующей госрегистрации пустующих и ветхих домов, в отношении которых отсутствуют правоудостоверяющие документы.

Договоры купли-продажи пустующих и ветхих домов, заключенные с местным исполкомом, не подлежат государственной регистрации и считаются заключенными со дня его подписания сторонами.

 

С ветхими домами ситуация несколько иная. В данном случае речь идет о строениях, находящихся в аварийном состоянии и грозящих обвалом. Исполнительный комитет направляет уведомление собственнику о необходимости восстановления жилья, либо о необходимости сноса в течение года, либо получения разрешения на реконструкцию (за ним нужно обратиться в течение 6 месяцев). Отказ владельца дает исполнительному комитету право  решить дальнейшую судьбу ветхого строения самостоятельно.

При этом собственник вправе продать дом до того момента, как исполком предъявит в суд соответствующее исковое заявление. В случае обращения исполнительного комитета в суд, собственник вправе принять участие в судебном заседании и представить доказательства, что дом, например, используется для проживания, либо доказательства уважительности причин, которые не позволили вовремя направить уведомление о желании жить в доме или восстановить его.

Также исполнительный комитет сможет выкупить ветхий дом или реализовать его с аукциона либо другим способом, если собственник письменно не согласится на снос или не восстановит дом. Деньги от продажи за вычетом произведенных расходов, в таком случае, вернут собственнику.

Впервые у граждан появилась возможность получить земельный участок, не выкупая пустующий или ветхий дом, на котором он расположен. Но это при условии самостоятельного сноса такого дома либо финансирования подобных работ. Снести дом новый собственник должен не более чем за 30 дней. Участок можно получить без проведения аукциона на всей территории страны, за исключением областных центров. В таких городах участки могут быть предоставлены без аукциона только состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам, и в Минске – только состоящим на учете многодетным семьям.

Следует отметить, что в новом Указе прописан механизм возможного возврата собственнику пустующего либо ветхого жилого дома, уже переданного в коммунальную собственность. Если собственник не подал уведомление в исполком и у него были на это уважительные причины, не известные местному исполкому, то этот дом должен быть ему возвращен (соответствующее решение примет суд). В Указе также предусмотрена возможность выплаты в таком случае за счет средств местных бюджетов компенсации, если дом снесли, либо выплаты денег, вырученных от продажи дома, если дом был отчужден.

Основные положения Указа вступили в силу с 07.12.2018 года.

Помощник прокурора
Лунинецкого района,
Вероника Черноокая

К списку новостей

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки