«Трудные дети» - это, как правило, жертвы полного или частичного неприятия учителей или родителей.
Педагог должен быть готов к тому, что к нему обратится ребенок, страдающий от насилия, поэтому ему необходимо обладать определенной информацией о том, что предпринять в данной ситуации.
ЛЮБОМУ ПЕДАГОГУ БУДЕТ ПОЛЕЗНО СЛЕДУЮЩЕЕ.
1.Знать общие признаки насилия.
2.Быть наблюдательным: замечать любые изменения в поведении ребенка, его эмоциональной сфере, учебной деятельности.
3. В том случае, если педагог предполагает, что в отношении ребенка проявляется насилие, ему следует обратиться к классному руководителю, социальному педагогу или психологу учреждения образования.
4.Разговаривая с ребенком, стараться поменьше задавать ему вопросов, не допрашивать его. Ваша роль – выслушивать его, что расскажет ребенок САМ.
5.При выявлении педагогом насилия в среде сверстников ему также необходимо предпринять какие – либо действия (либо обратиться к специалистам).
6. Не допускать со своей стороны неуважения, пренебрежения, неприятия по отношению к детям. При наличии у педагога собственных проблем – обратиться за помощью к специалисту.
Дети, подвергшиеся насилию, как правило, не склонны сами обращаться за помощью. Неизвестно, кого из окружающих взрослых ребенок выберет своим доверенным лицом и кому расскажет о проблеме.
Зачастую взрослые видят детей как проблему, а не детей с их проблемами.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЧИНУ НАИБОЛЬШЕЙ УЯЗВИМОСТИ ДЕТЕЙ КАК ЧАСТИ ОБЩЕСТВА:
1.Отсутствие информации. Если ребенок не будет информирован о том, что он имеет право на защиту от жестокого обращения или не получит знаний по правилам безопасного поведения, он сразу становится уязвимым.
Ребенок должен знать, что ему нужно сделать для того, чтобы остаться в безопасности, какими правилами нужно руководствоваться.
2. Бессилие и зависимость детей. Ребенок бессилен и зависим от взрослых. Дети должны получить информацию о том, что власть взрослых не безгранична, и существуют случаи, когда права детей выше власти взрослых.
Ребенок должен знать, что у него есть право сказать «Нет» человеку, который его пугает или делает больно.
3. Изолированность детей. Несмотря на кажущуюся легкость коммуникативных отношений между детьми, они очень изолированы друг от друга. Чувствуя себя бессильными, дети редко обращаются за помощью к другим людям, среди которых могут быть ребята, уже информированные о жестоком обращении и правилах безопасного поведения.
Осуществляя деятельность по предупреждению насилия над ребенком, насилия в семье, педагог должен знать, что оно бывает:
словесное или психологическое: оскорбления, крики, пренебрежительное отношение, вмешательство в личную жизнь и др.;
экономическое: запрет на работу вне дома, отбирание денег или предоставление недостаточного количества денег для жизни, сокрытие доходов и др.;
сексуальное: непристойные сексуальные взгляды, прикосновения, разговоры, изнасилование, в том числе мужем и др.;
физическое: шлепки, пощечины, избиение, удушение, связывание, а также другие действия, направленные на причинение боли.
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ:
- Неумение сосредоточиться, проблемы с произвольным вниманием, памятью.
- Низкая самооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе и другим, самоистязание. Истязание животных.
- Недоверие к людям.
- Плохое настроение, длящееся продолжительное время.
- Неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии.
- Постоянное присутствие таких чувств, как вина, страх, стыд, смущение.
- Повышенная тревожность, депрессия.
ПЕДАГОГАМ СЛЕДУЕТ ИНФОРМИРОВАТЬ ДЕТЕЙ О ПРОБЛЕМЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НИМИ И ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ!