Прокуратурой Лунинецкого района проведен анализ исполнения законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, в организациях жилищно-коммунального хозяйства района: КУМПП «Лунинецкое ЖКХ» и Микашевичском КУМПП ЖКХ «Микашевичское ЖКХ» (далее – Лунинецкое ЖКХ, Микашевичское ЖКХ).
Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20.07.2006 (далее по тексту - Закон) установлены правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, определен комплекс правовых, управленческих, экономических, организационных стандартов и задач, которые реализуются в области противодействия коррупционным проявлениям, предусмотрен ряд мер и ограничений, направленных на предупреждение коррупционных проявлений.
В соответствии со ст.ст.11, 27 Закона государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. При этом на руководителей государственных органов и иных организаций возложена обязанность в пределах своей компетенции принимать установленные действующим законодательством Республики Беларусь меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Однако, как показали результаты проверки, данные обязанности в организациях ЖКХ выполняются ненадлежащим образом, вопросам соблюдения требований антикоррупционного законодательства должного внимания не уделяется.
В ст.5 Закона определен комплекс мер по осуществлению борьбы с коррупцией как государственными органами, так и иными организациями, включающий в себя планирование мероприятий по борьбе с коррупцией и установление ограничений, а также правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должных лиц и приравненных к ним лиц.
Проверкой установлено, что организациями ЖКХ района принимаются определённые меры, направленные на обеспечение соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией: созданы комиссии по противодействию коррупции, разработаны комплексы мероприятий, направленные на предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений .
В то же время, допускаются недостатки в организации работы по предупреждению коррупционных проявлений, нарушения законодательства о борьбе с коррупцией и формальный подход к соблюдению его требований, что является недопустимым.
Так, планируемые мероприятия по противодействию коррупции в основном носят формальный характер, не направлены на эффективное противодействие коррупционным проявлениям. В комплекс мер включены мероприятия, выполнение которых по существу возложено в силу действующего законодательства на конкретных должностных лиц и государственные органы. Установлено невыполнение в запланированные сроки отдельных мероприятий, отсутствие должного взаимодействия с правоохранительными органами и государственными органами, непосредственно участвующими в борьбе с коррупцией
Работа комиссий по противодействию коррупций организована формально, в Микашевичском ЖКХ в 2012 и 2013 года заседания комиссии не проводились, планы работы не составлялись. В Лунинецком ЖКХ отсутствовал план работы комиссии на 2012 год, информация о проведённых в 2012 году заседаниях комиссии отсутствовала, при анализе плана работы данной комиссии на 2013 год выявлено неисполнение его отдельных мероприятий в установленные сроки.
Прокуратурой в ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ст.16 Закона «О борьбе с коррупцией» кадровой службой предприятий, на работников которых, согласно положений указанной статьи, возложены обязанности по оформлению должностными лицами, относящимися в силу абз.3 ч.1 статьи 1 Закона к государственным должностным лицам, письменных обязательств по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона, а также по своевременному ознакомлению государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями, не приведены в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства, действующего на текущий момент.
Следствием данного нарушения законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, стало выявленное прокуратурой нарушение государственным должностным лицом Лунинецкого ЖКХ письменного обязательства по соблюдению установленных статьёй 17 Закона ограничений, выразившиеся в том, что в нарушение требований Закона о борьбе с коррупцией о том, что государственное должностное лицо не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, работник Лунинецкого ЖКХ помимо основной работы на предприятии выполнял на 0,5 ставки работу по совместительству на одном из предприятий района. По результатам внесённого акта реагирования данное нарушение устранено, работник ЖКХ привлечён к дисциплинарной ответственности за невыполнение возложенных на него обязательств.
Прокуратурой района в ходе проверки выявлен факт совершении работником Микашевичского ЖКХ правонарушения, создающего условия для коррупции, предусмотренного абз.7 ч.1 ст.20 Закона «О борьбе с коррупцией», выразившегося в умышленном непредоставлении директору предприятия информации, когда такая обязанность предусмотрена законодательством (работник не представил сведения о своём отсутствии на рабочем месте в рабочее время и получил за неотработанное время заработную плату), что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны руководства Микашевичского ЖКХ за работой ответственных должностных лиц и ненадлежащей организации работы на предприятии по выполнению требований законодательства, направленного на борьбу с коррупцией.
В ходе проверки также установлено, что в нарушение ч.3 ст.10 Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 «О декларировании физическими лицами доходов и имущества», начиная с 2009 года, кадровыми службами Лунинецкое ЖКХ и Микашевичское ЖКХ были затребованы в порядке ежегодного декларирования декларации о доходах и имуществе у главного инженера, заместителя директора, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера и иных должностных лиц предприятия, а также у их супругов, совершеннолетних близких родственников, проживающих совместно с ними и ведущих общее хозяйство, т.е. у должностных и иных лиц, на которых не возложена действующим антикоррупционным законодательством обязанность по ежегодному декларированию доходов и имущества как работников государственных организаций.
Следствием ненадлежащей организации работы руководства организаций ЖКХ района по выполнению требований антикоррупционного законодательства, в т.ч. по проведению профилактических мероприятий с трудовым коллективом, являются противоправные действия работников предприятий. Так, в отношении 2 из них в 2013 году были возбуждены уголовных дела (Хищение путём злоупотребления служебными полномочиями) (Выманивание субсидии).
Анализ причин выявленных нарушений антикоррупционного законодательства и условий, им способствующих, показал, что они обусловлены ненадлежащим выполнением своих обязанностей ответственными должностными лицами предприятий, что связано с незнанием действующего законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, формальным и поверхностным подходом к организации профилактических мероприятий по предупреждению коррупции со стороны руководства предприятий, в том числе в части работы комиссии по противодействию коррупции, а также отсутствием должного контроля за работой подчинённых.
По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, прокуратурой района руководителям организаций ЖКХ внесено 2 представления об устранении выявленных нарушений законодательства, 3 работника ЖКХ официально предупреждены прокурором района о недопустимости повторного нарушения антикоррупционного законодательства, 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 1 лицо – к материальной, государству возмещён причинённый ущерб в полном объёме.
Прокуратурой района на систематической основе осуществляется надзор за соблюдением законодательства, направленного на борьбу с коррупцией государственными органами, организациями и предприятия района в целях предупреждения коррупционных проявлений и совершения коррупционных нарушений, защиты законных интересов и прав граждан и государства.
Старший помощник прокурора
юрист 2 класса
Оксана ЗОТКИНА
Законодательством Республики Беларусь определена задача органов внутренних дел и иных специализированных служб по обеспечению общественного порядка, пресечению противоправных действий со стороны виновных лиц, защите прав и законных интересов граждан и организаций, общества и государства. Данная задача осуществляется посредством реагирования данных служб на заявления, обращения граждан и юридических лиц о совершенных либо о готовящихся правонарушениях и преступлениях, чрезвычайных происшествиях.
Зачастую граждане, наделенные правом обращения в указанные органы, злоупотребляют предоставленным правом, делая так называемые «ложные вызовы». Данное обстоятельство влияет на нормальную работу органов внутренних дел и иных специализированных служб. Любая информация о правонарушении или преступлении, произошедших пожарах, возгораниях, дорожно-транспортных происшествиях и (или) их последствиях требуют выбытия сотрудников органов внутренних дел и ли других специализированных служб, независимо от каких-либо причин. Дежурной машине приходится преодолевать не один десяток километров, и время, которое действительно можно было потратить на оперативную помощь более нуждающимся.
Санкцией статьи 17.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа за заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами в пределах от четырех до пятнадцати базовых величин, то есть от пятьсот двадцати тысяч до одного миллиона девятисот пятидесяти белорусских рублей. В случае повторного (в течение одного года) привлечения лица к административной ответственности за аналогичное правонарушение данное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Также виновным лицам придется оплатить и стоимость затрат для выбытия специализированных служб по месту заведомо ложного происшествия.
За текущий период прокурором Лунинецкого района в суд Лунинецкого района предъявлено 29 исков о возмещении ущерба, причиненного мерами реагирования, на сумму 3 миллиона 805 тысяч рублей. Прокуратурой Лунинецкого района и в дальнейшем будет продолжена работа в данном направлении.
Важно помнить, что в тот момент, когда вы сделали заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования, эту оперативную помощь можно оказать другим гражданам в целях их защиты прав и интересов.
Помощник прокурора
Лунинецкого района,
Вероника ПОЛЕЙЧУК
Требования Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее – Директива №1) являются предметом постоянного пристального внимания прокуратуры Лунинецкого района.
Проведенным в августе 2013 года прокуратурой Лунинецкого района мониторингом исполнения требований законодательства на объектах организаций агропромышленного комплекса Лунинецкого района в ходе уборочной кампании были выявлены нарушения законодательства об охране труда.
Так, установлено, что в некоторых сельскохозяйственных организациях отсутствовала программа проведения вводного инструктажа, разработанная с учетом специфики деятельности организации и соответствующая перечню вопросов программы вводного инструктажа по охране труда, в структурных подразделениях не ведутся журналы ежедневного и ежемесячного контроля за состоянием охраны труда.
Также установлено, что в кооперативах и организациях района имеют место факты допуска работников к выполнению трудовых обязанностей без полного комплекта спецодежды (костюма хлопчатобумажного, резиновые сапоги или ботинки).
Проведенными в рамках Директивы №1 проверками в 3 квартале 2013 года выявлены нарушения норм пожарной безопасности. Так, на территории машинных дворов в одном из сельскохозяйственных предприятий района проводились огневые работы при отсутствии первичных средств пожаротушения, на сварочных аппаратах использовались провода с нарушенной изоляцией и самодельные электродержатели, ненадлежащие металлические подставки и противооткатные упоры.
Кроме того, проведенными в рамках Директивы № 1 проверками установлено, что в одном из предприятий района требования законодательства о пожарной безопасности выполняются не в полной мере: не организовано проведение противопожарного инструктажа с работниками на рабочем месте, допускается курение на территории, не отведенной для курения; электрические сети и электрооборудование пристройки производственных зданий не отвечают противопожарным требованиям.
По результатам проверок противопожарной безопасности и законодательства об охране труда прокурором района в СПК и в предприятие района внесены 6 представлений об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых 9 работников СПК и 3 работника предприятия привлечены к дисциплинарной ответственности.
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей в октябре текущего года прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения социальными учреждениями, в которых проживают престарелые, инвалиды, а также районным социально-педагогическими центром с приютом санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований, установленных государственных минимальных стандартов в области социального обслуживания граждан.
К проведению мониторинга привлечены специалисты органов государственного пожарного надзора и районного центра гигиены и эпидемиологии.
Установлено, должностными лицами социальных объектов принимаются значительные меры к исполнению правил пожарной безопасности. Вместе с тем, проведенным мониторингом установлено, что имеют место недостатки. Так, выявлены отдельные нарушения требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в некоторых социальных учреждениях. Органами государственного пожарного и санитарного надзора руководителям названных учреждений выданы рекомендации по устранению выявленных нарушений законодательства.
Стажер прокуратуры
Лунинецкого района,
Вероника ПОЛЕЙЧУК
Требования Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» (далее – Директива №3) являются предметом постоянного пристального внимания прокуратуры Лунинецкого района.
При проведении проверок в феврале 2013 года по вопросам бережного хранения и рационального использования ресурсов установлено, что руководителями и специалистами некоторых организаций агропромышленного комплекса не принимаются все необходимые меры по обеспечению сохранности поголовья скота.
Проведённым прокуратурой района повторной проверкой в апреле 2013 года исполнения требований законодательства об обеспечении сохранности имущества и о трудовой дисциплине на объектах организаций АПК района было установлено невыполнение рекомендаций, направленных прокуратурой района в феврале 2013 года по первоначальной проверке, об устранении нарушений законодательства о сохранности имущества.
По фактам выявленных повторных нарушений прокурором Лунинецкого района в апреле 2013 года внесено представление в адрес председателя Лунинецкого районного исполнительного комитета об устранении нарушений законодательства об обеспечении сохранности имущества и о трудовой дисциплине, по результатам рассмотрения которого 3 работника управления сельского хозяйства и продовольствия и 3 работника сельскохозяйственного предприятия привлечены к дисциплинарной ответственности.
Нарушения законодательства об обеспечении сохранности собственности были выявлены в ходе проверки при проведении уборочной кампании 2013 года на объектах организаций АПК, выразившиеся в отсутствии контроля за недопущением фактов бесхозяйственности, допускаемых в хозяйствах района на территориях зерносушильных комплексов (сквозные повреждения и неогороженные участки территории, непринятие надлежащих и достаточных мер при обработке, транспортировке и хранении собранного урожая).
По результатам проверки в организации АПК, управление сельского хозяйства и продовольствия внесено 4 представления об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которых 7 работников привлечены к дисциплинарной ответственности.
Учитывая, что текущий год объявлен годом бережливости, бесхозяйственность и халатное отношение в этой сфере со стороны руководителя и работника недопустимы.
Стажер прокуратуры
Лунинецкого района,
Вероника ПОЛЕЙЧУК
Коррупция – одна из самых острых и, пожалуй, самых опасных проблем практически каждого развивающегося государства. Она подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельности государственных институтов, порождает недоверие населения к власти. Поэтому ее искоренение в любой стране привлекаются огромные силы, задействуются все государственные органы.
Борьба с коррупцией обусловлена общегосударственной задачей активного противодействия этому негативному явлению.
В соответствии со ст.ст.11, 27 Закона государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. При этом, на руководителей государственных органов и иных организаций возложена обязанность в пределах своей компетенции принимать установленные действующим законодательством Республики Беларусь меры, направленные на борьбу с коррупцией.
В целях совершенствования правового регулирования вопросов противодействия коррупции, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, оптимизации условий для развития национальной экономики, на государственных предприятиях и организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, должны функционировать комиссии по противодействию коррупции.
Проведенные прокуратурой Лунинецкого района проверки соблюдения антикоррупционного законодательства в части работы комиссий по противодействию коррупции, созданных в государственных предприятиях и организациях района, во втором полугодии 2013 года показали, что данное требование в полной мере не соблюдается.
Зачастую, основными нарушениями явились отсутствие планов работы комиссий, имелись только общие планы мероприятий по организации (предприятию), направленные на противодействие коррупции. В ходе изучения документов установлено, что в планы мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, включены мероприятия, выполнение которых по существу возложено в силу действующего законодательства на конкретных должностных лиц и государственные органы. Аналитические материалы и иные подтверждающие сведения об исполнении запланированных мероприятий по работе комиссий отсутствовали, не представлена информация о направлении копий протоколов заседаний комиссий исполнителям. Принимаемые решения идентичны, носят формальный характер, не предусматривают конкретных антикоррупционных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных лиц.
Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, комиссиями осуществляется по факту поступления информации о каком-либо имевшем место правонарушении со стороны должностных лиц предприятия или организации. По вопросам противодействия коррупции взаимодействие ограничивается разъяснением от вышестоящих организаций в части организации работы по противодействию коррупции, проведению отдельных мероприятий (например, по представлению обязанными лицами деклараций о доходах и имуществе).
По результатам проверки прокурором внесено 3 представления, 1 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, 1-му объявлено официальное предупреждение.
Прокуратурой Лунинецкого района будут продолжены проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, в связи с чем хочется обратить внимание руководителей учреждений и предприятий района на необходимость более взвешенного подхода к планируемым мерам по предупреждению коррупционных проявлений, обеспечению реального исполнения всех запланированных мероприятий в утверждённые сроки.
Помощник прокурора
Лунинецкого района,
Вероника ПОЛЕЙЧУК
Требования Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее – Директива №1) являются предметом постоянного пристального внимания прокуратуры Лунинецкого района.
Проведенным в августе 2013 года прокуратурой Лунинецкого района мониторингом исполнения требований законодательства на объектах организаций агропромышленного комплекса Лунинецкого района в ходе уборочной кампании были выявлены нарушения законодательства об охране труда.
Так, установлено, что в некоторых сельскохозяйственных организациях отсутствовала программа проведения вводного инструктажа, разработанная с учетом специфики деятельности организации и соответствующая перечню вопросов программы вводного инструктажа по охране труда, в структурных подразделениях не ведутся журналы ежедневного и ежемесячного контроля за состоянием охраны труда.
Также установлено, что в кооперативах и организациях района имеют место факты допуска работников к выполнению трудовых обязанностей без полного комплекта спецодежды (костюма хлопчатобумажного, резиновые сапоги или ботинки).
Проведенными в рамках Директивы №1 проверками в 3 квартале 2013 года выявлены нарушения норм пожарной безопасности. Так, на территории машинных дворов в одном из сельскохозяйственных предприятий района проводились огневые работы при отсутствии первичных средств пожаротушения, на сварочных аппаратах использовались провода с нарушенной изоляцией и самодельные электродержатели, ненадлежащие металлические подставки и противооткатные упоры.
Кроме того, проведенными в рамках Директивы № 1 проверками установлено, что в одном из предприятий района требования законодательства о пожарной безопасности выполняются не в полной мере: не организовано проведение противопожарного инструктажа с работниками на рабочем месте, допускается курение на территории, не отведенной для курения; электрические сети и электрооборудование пристройки производственных зданий не отвечают противопожарным требованиям.
По результатам проверок противопожарной безопасности и законодательства об охране труда прокурором района в СПК и в предприятие района внесены 6 представлений об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых 9 работников СПК и 3 работника предприятия привлечены к дисциплинарной ответственности.
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей в октябре текущего года прокуратурой района проведен мониторинг соблюдения социальными учреждениями, в которых проживают престарелые, инвалиды, а также районным социально-педагогическими центром с приютом санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований, установленных государственных минимальных стандартов в области социального обслуживания граждан.
К проведению мониторинга привлечены специалисты органов государственного пожарного надзора и районного центра гигиены и эпидемиологии.
Установлено, должностными лицами социальных объектов принимаются значительные меры к исполнению правил пожарной безопасности. Вместе с тем, проведенным мониторингом установлено, что имеют место недостатки. Так, выявлены отдельные нарушения требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в некоторых социальных учреждениях. Органами государственного пожарного и санитарного надзора руководителям названных учреждений выданы рекомендации по устранению выявленных нарушений законодательства.
Стажер прокуратуры
Лунинецкого района,
Вероника ПОЛЕЙЧУК
В соответствии с законодательством прокурор вправе предъявить к обвиняемому или к лицу, которое несет материальную ответственность за его действия, иск в защиту интересов потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащим ему правом и осуществлять судебную защиту данного права.
Так, прокурор обратился с исковым заявлением в интересах жителя д. Синкевичи Лунинецкого района, 1934 года рождения. Поводом послужило совершенное односельчанкой в отношении престарелого гражданина преступление. В один из весенних дней непрошенная гостья зашла в дом и прихватила с собой 4 бутылки водки, печенье, конфеты и другие продукты питания. Всего – на сумму 490 тысяч рублей. В ходе предварительного следствия потерпевшему возвращено только 103 тысячи рублей. Судом Лунинецкого района обвиняемая осуждена к 2 годам ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Иск прокурора в интересах престарелого гражданина о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, удовлетворен в полном объеме.
От мошенницы, про которую неоднократно писали в районной газете, пострадала престарелая жительница г. Лунинца, 1924 года рождения. Воспользовавшись доверием беспомощной в силу возраста женщины, мошенница обманула ее и завладела 4 миллионами белорусских рублей. На этот раз мошенницу суд Лунинецкого района приговорил к 1 году 6 месяцам лишения свободы и иск прокурора о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, в интересах престарелой женщины удовлетворил в полном объеме.
В силу того, что данная категория населения нуждается в особой защите государством, прокуратурой Лунинецкого района и в дальнейшем будут предъявляться такие исковые заявления в целях восстановления нарушенных прав престарелых, и осуществляться судебная защита этих прав.
В обеспечении надежной защиты интересов государства и личности организация работы по исполнению законодательства об обращениях граждан рассматривается в качестве одного из важнейших средств реализации правозащитной роли прокуратуры.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-3 “О прокуратуре Республики Беларусь”, органы прокуратуры наделены полномочиями по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, принятию мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.
В первом полугодии 2013 года в прокуратуру Лунинецкого района поступило 123 обращения граждан. Количество поступивших обращений снизилось на 7,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
Анализ показал, что основными причинами, по которым граждане обратились непосредственно в органы прокуратуры, явились: незнание законодательства самими гражданами, в частности разграничение сфер деятельности (компетенции) между правоохранительными органами, контролирующими и надзорными органами, а также возросшее доверие к органам прокуратуры.
В общем количестве разрешенных обращений граждан последние три года по-прежнему основное место занимают жалобы и заявления по вопросам дознания и следствия, количество разрешенных обращений данной категории остается стабильно высоким.
В первом полугодии 2013 года прокурорскими работниками в сравнении с аналогичным периодом прошлого года разрешено в 2 раза меньше обращений по вопросам надзора за исполнением законодательства.
Значительно уменьшилось в текущем году количество обращений по вопросам исполнения законодательства о труде. Если в первом полугодии 2012 года разрешено 14 таких обращений, то в аналогичном периоде 2013 года – 5. При этом при отсутствии удовлетворенных жалоб данной категории в 2012 году, за 6 месяцев текущего года 1 жалоба или 20% по вопросу надзора за исполнением законодательства о труде удовлетворена.
Так, 27.12.2012 в прокуратуру Лунинецкого района поступило обращение Н. о невыплате одним из предприятий района заработной платы за время работы и сумм, причитающихся при увольнении. Проведенной проверкой установлено, что задолженность составляла 3 169 110 рублей. По результатам направленного прокуратурой района директору предприятия предписания об устранении нарушений законодательства и погашении задолженности по заработной плате и другим обязательным платежам, 08.01.2013 с заявителем произведен окончательный расчет. По требованию прокурора района директор предприятия привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.9.19 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа в размере 5 базовых величин.
Уменьшению на протяжении 2011-2013 годов количества обращений граждан, поступающих в прокуратуру, способствует постоянное осуществление общенадзорной деятельности в организациях и на предприятиях района.
Так, осуществляя надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан, прокуратурой Лунинецкого района в первом полугодии 2013 года проведены проверки соблюдения законодательства об обращениях граждан в Микашевичском горисполкоме и УЗ «Лунинецкая ЦРБ», по результатам которых в адрес учреждения здравоохранения внесено представление, 1 должностное лицо официально предупреждено о недопустимости повторного совершения правонарушения.
Наиболее характерными нарушениями законности при организации работы с обращениями граждан и юридических лиц, выявляемые прокуратурой района на протяжении ряда лет, являются неполнота проверок, нарушения установленных сроков рассмотрения либо необоснованное оставление обращений граждан без рассмотрения, нарушения требований делопроизводства по обращениям.
В первом полугодии 2012 года в прокуратуре района разрешено 3 обращения граждан по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних. В истекшем периоде 2013 года такие обращения в прокуратуре не рассматривались.
В рассматриваемом периоде времени прокуратурой района внедрена практика встреч с заявителями для разъяснения им причин отказа в удовлетворении жалоб и порядка самостоятельной защиты прав.
Так, в прокуратуру района поступило обращение жительницы Лунинецкого района Я. об удалении дуба.
Прокуратурой по обращению Я. проведена проверка, в ходе которой установлено, что заявления о предоставлении земельного участка для обслуживания жилого дома от Я. как наследницы по закону 1/3 доли жилого дома в сельисполком не поступало. Документов, закрепляющих точные границы земельного участка жилого дома, в связи с отсутствием обращений по данному вопросу наследников данного земельного участка также не имеется, вследствие чего не представляется возможным установить, что дуб находится непосредственно на указанном земельном участке, а не на землях общего пользования.
С учётом вышеизложенного, установлено, что оснований для удаления дуба без разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (сельисполкома) на настоящий момент не имеется.
Заявителю разъяснено, что вопрос может быть решён только после удостоверения ей права на земельный участок в установленном законом порядке и оформлении соответствующих документов, исходя из которых можно будет определить точные границы земельного участка и подтвердить право на удаление дуба без разрешения сельисполкома.
При приеме в сельисполкоме граждан прокурором района Карлюком А.П. 06.06.2013 заявительнице по месту жительства разъяснены причины отказа в удовлетворении жалобы и оформления соответствующих документов на земельный участок.
В целях создания необходимых организационных условий для обеспечения надлежащего уровня работы с обращениями граждан и юридических лиц, выполнения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2, Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 приказом прокурора района от 22.05.2013 № 1 утвержден порядок личного приема граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также представителей юридических лиц в прокуратуре Лунинецкого района.
В первом полугодии 2013 года уменьшилось количество граждан, обратившихся в прокуратуру района на личный прием.
Прокурорскими работниками принято 202 гражданина (в первом полугодии 2012 года – 215), в том числе лично прокурором – 55 (в первом полугодии 2012 года – 66).
Прием граждан велся по графику всеми прокурорскими работниками прокуратуры района, был организован также по месту работы и по месту жительства граждан. Приемы граждан были организованы в КПУП «Лунинецкий ремонтно-механический завод», СПК «Велута», Бостынском и Редигеровском сельисполкомах, УО «Средняя школа №1 г.Микашевичи», Микашевичском горисполкоме, ЧТУП «Виктория», РУПП «Гранит».
Приемы граждан, осуществлявшиеся в КПУП «Лунинецкий ремонтно-механический завод», СПК «Велута», Микашевичском горисполкоме, Редигеровском сельисполкоме, УО «Средняя школа №1 г.Микашевичи» и РУПП «Гранит» сопровождались встречами и выступлениями в трудовых коллективах.
На территории Лунинецкого района по по-прежнему одним из актуальных видов хищения являются кражи велосипедов.
С начала года зарегистрировано 10 фактов краж велосипедов.
Одной из причин, способствующей совершению данных преступлений, является недостаточный уровень информирования владельцев указанных транспортных средств о мерах имущественной безопасности. Отсутствие сведений (серийный номер, отличительные признаки) о похищенном транспортном средстве снижают эффективность мероприятий по раскрытию данного преступления. Также одной из причин является халатность самих хозяев, которые оставляют велосипеды без присмотра, зачастую при этом не принимают никаких мер по предупреждению кражи. Так, часто фабулы совершённых преступлений совпадают практически слово в слово: … обратился гражданин о том, что ночью из подъезда неизвестным тайно похищен велосипед стоимостью … рублей». Зачастую самими владельцами похищенных велосипедов не были предприняты меры по сохранности имущества.
Для владельца велосипеда потеря двухколёсного друга – событие неприятное и обидное. И зачастую даже, если удается найти преступника, завладевшего неправомерно велосипедом, не всегда он может вернуться вам в том состоянии, в котором он служил средством для передвижения. Так, приговором суда Лунинецкого района от 24 июля 2013 житель Лунинецкого района К. признан виновным в тайном хищении дорожного велосипеда. Потерпевшая оценила похищенный велосипед в 600 000 рублей. В судебном заседании обвиняемый вину свою признал полностью и показал, что в один из весенних деньков, употребив спиртного, проник в соседский двор и похитил дорожный велосипед, который спустя 2 дня продал своему знакомому за 50 000 рублей, которые потратил на спиртное. Указанное спиртное употребил вместе с покупателем велосипеда. Затем, после распития спиртного К. указанный велосипед уже у нового хозяина опять забрал себе, разобрал его по частям. По приезду сотрудников милиции возвратил так называемый велосипед, вернее то, что от него оставалось, законной владелице. Однако и сама хозяйка до момента кражи с обвиняемым распила вместе с ним спиртного и уснула. Проснувшись, обнаружила, что от велосипеда и след простыл.
Сохранность Вашего имущества зависит, в первую очередь, от соблюдения Вами необходимых мер предосторожности. В частности, к ним можно отнести следующие меры:
Обязательно сохраняйте документацию, которую Вам выдают при покупке велосипеда, и всегда требуете ее выдачи, чтобы удостовериться в том, что велосипед, который Вы намерены приобрести, не является украденным;
Не оставляйте без присмотра велосипеды. Используете запорные устройства, но при этом не забывайте оставить велосипед в видимом для Вас месте.
Не рассказывайте посторонним о своем материальном благополучии и о стоимости своего велосипеда.
Не будьте излишне доверчивы при предоставлении своего велосипеда случайным знакомым.
Не оставляйте велосипед в незакрываемых тамбурах, на лестничных площадках жилых домов, в подъездах и в общественных местах (больницах, магазинах, торговых центрах, учреждениях образования, зонах отдыха) без присмотра.
Ваша бдительность – основная гарантия сохранности принадлежащего Вам имущества.
Создавая семью, каждый взрослый человек несет ответственность за воспитание и содержание детей, а также их защиту. Увы, кое-когда папы и мамы забывают про то, что родительские права - это не документ, от которого можно избавиться, а через некоторое время восстановить.
Одними из способов защиты прав детей, оказавшихся в неблагополучной обстановке, является отобрание ребенка без лишения родительских прав и лишение родительских прав. Данные меры, прежде всего, имеют своей целью уберечь здоровье и психику ребенка, а также создать ему нормальные условия жизни; являются семейно-правовой санкцией, мерой юридической ответственности за их общественно-вредное поведение, т.е. выполняют карательную функцию. Поэтому применяются лишь в случае виновного поведения родителей. Кроме того, имеют своей целью предупредить подобные правонарушения в других семьях, т.е. имеет превентивное значение.
В Лунинецком районе в 2013 году выявлено 38 детей, находящихся в социально опасном положении и 36 родителей, ненадлежаще выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, 15 детей отобрано у таких родителей по решению комиссии по делам несовершеннолетних.
По истечению 6 месячного срока после принятия решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка. Некоторые родители в указанный срок принимают все меры, чтобы вернуть ребенка в семью, а именно проходят лечение от алкоголизма, производят ремонт в жилье, устраиваются на работу. В 2013 году после устранения причин, послуживших основанием отобрания детей, 8 детей возвращено в семью. Вместе с тем не всеми родителями принимаются исчерпывающие действия, направленные на возврат детей в семью, тогда они судом лишаются родительских прав. Лишение родительских прав – принудительная мера.
Большинство исков о лишении родительских прав заявляется прокуратурой в связи с уклонением от воспитания и содержания дочерей и сыновей, или из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В этом году в защиту прав и законных интересов детей прокуратурой в суд направлены 5 таких исков, из них удовлетворены – 4, всего в 2013 году лишено судом родительских прав 8 родителей.
Так, в ноябре 2012 года сына гражданина К. признали находящимся в социально опасном положении, поэтому поместили в детский приют. Поводом стало злоупотребление спиртными напитками и ведением аморального образа жизни родителем. Но мужчину сие только обрадовало, как говорят, “развязали” руки. Он ни разу не поинтересовался, как чувствует себя малыш, и не счел своим долгом посетить его в детском учреждении. В зале суда даже не противоречил и не выступал против того, что его лишают родительских прав.
Это крайняя мера и к ней прибегают только в случае, если все способы “перевоспитания” родителей не принесли результата. Помещая детей в приют, предоставляется полгода, чтобы родители смогли преодолеть пьянство, привести в надлежащее состояние жилье, найти работу и т.д. Но не все стремятся стать на путь исправления, и тогда суд, несмотря на слезы и умиления, вынужден лишать “горе”-родителей их прав. В случае, если дети не будут усыновлены, и, наконец, родители встанут на путь исправления, то есть шанс, что родительские права им восстановят и их кровиночки возвратятся в семью.