Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. №203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. №924/16» с 10 октября 2021 г. возникла обязанность применения кассового оборудования: торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках; осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией; выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности); осуществлении обучения несовершеннолетних; оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания. В целях создания комфортных условий перехода субъектов хозяйствования на использование кассового оборудования, недопущения приостановления ими своей деятельности, существует возможность принимать указанными субъектами хозяйствования наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования до 1 июля 2022 г, при условии что субъектом хозяйствования с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) заключены гражданско-правовые договоры на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) не позднее 20.10.2021, но не обеспечена возможность подключения к СККО. Следует принять во внимание, что с 18 мая 2022 г. у субъектов хозяйствования возникает обязанность использования кассового оборудования при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 15.11.2021 № 647/11 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16».
В соответствии с выше изложенным, при условии заключения до 18 мая 2022 г. договора с РУП ИИЦ на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в СККО, в том числе подачи заявок на подключение конкретных единиц кассового оборудования к СККО, субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах, вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования также до 1 июля 2022 г. При этом указанным субъектам хозяйствования необходимо предварительно принять меры по приобретению кассового оборудования. При подключении РУП ИИЦ кассового оборудования указанных субъектов хозяйствования в рамках заключенного договора и поданных заявок к СККО, такие субъекты хозяйствования с даты подключения обязаны использовать кассовое оборудование.Инспекция МНС по Лунинецкому району сообщает, что в 2022 году увеличены ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и расширен список видов деятельности.
Новые ставки применяются при исчислении суммы единого налога с 1февраля 2022 года. Физическим лицам, представившим в декабре 2021 года – январе 2022 года уведомления по единому налогу за февраль-декабрь 2022 года, необходимо доплатить единый налог.
Новые ставки единого налога установлены за месяц согласно приложению 24 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
В 2022 году расширяется перечень видов деятельности за счет услуг:
Обращаем внимание! Необходимо уплачивать единый налог и предоставлять уведомление заранее, т.е. до начала деятельности, указанного в уведомлении.
Более подробную информацию можно получить в инспекции МНС по Лунинецкому району по телефону 6-28-41.Инспекцию МНС Республики Беларусь по Лунинецкому району сообщает, что физические лица, получившие в течение 2020 года доходы, подлежащие налогообложению, обязаны не позднее 31 марта 2021 года подать в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц за 2020 год (ч.1 п. 1 ст. 222 Налогового кодекса Республики Беларусь).
К данных доходам относятся:
- доходы от возмездного отчуждения (в том числе путем продажи, мены) более одной квартиры, одного жилого дома, одной дачи, одного садового домика, одного гаража, одного земельного участка в течение 5 лет;
- доходы от возмездного отчуждения в течение календарного года более одного легкового автомобиля или другого транспортного средства, а также одного и более автомобиля, технически допустимая общая масса которого превышает 3,5 тонны, одного и более автомобиля, число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает восемь мест;
- при получении в результате дарения имущества и денежных средств от физических лиц на сумму свыше 7003 рублей от всех источников в календарном году;
-полученные за границей и (или) из-за границы (заработная плата, премии);
- полученные из-за границы почтовые и банковские переводы на сумму свыше 7003 руб.;
- доходы, полученные в виде выигрышей посредством Интернет – казино;
- иные доходы, удержание налога с которых не возложено на налоговых агентов;
- доходы в виде возврата взносов при прекращении гражданами строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства.
Режим работы инспекции в период приема налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц осуществляется с 04.01.2021 по 31.03.2021 в рабочие дни с 8.00 до 19.00, 20 и 27 марта 2021 года с 8.00 до 12.00.
Справка по телефону: 6-28-41 или 6-23-30.
Инспекция МНС по Лунинецкому району напоминает физическим лицам, планирующим осуществлять ремесленную деятельность и оказывать услуги в сфере агроэкотуризма в 2022 году, что срок уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (далее – сбор) на следующий год - не позднее 28 декабря текущего года.
Ставка сбора установлена в размере двух базовых величин в год. Размер базовой величины определяется на дату уплаты сбора. Следовательно, в бюджет не позднее 28 декабря необходимо уплатить сбор на 2022 год в размере 58,0 рублей.
Для тех, кто больше не планирует быть ремесленником, нужно представить в налоговый орган письменное уведомление о прекращении деятельности или уведомление через личный кабинет плательщика. Прекращение деятельности произойдет с даты получения инспекцией уведомления.
Более подробную информацию можно получить в инспекции МНС по Лунинецкому району по телефонам 6-28-41 или 6-23-30.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 ноября 2021 г. № 647/11 (далее – постановление № 647/11) внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16).
С учетом принятого постановления № 647/11 в Положении об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением № 924/16, из перечня случаев, когда субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, исключается подпункт 35.4 пункта 35 «осуществления розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах».
Таким образом, с 18.05.2022 использование кассового оборудования обязательно при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах.
Следовательно, субъектам хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на рынках и ярмарках, необходимо своевременное приобретение и использование ими с 18.05.2022 кассового оборудования.
Для обеспечения требований законодательства по использованию кассового оборудования субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно:
приобрести программные кассы либо кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты);
заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО).
Перед обращением в РУП ИИЦ субъектам хозяйствования:
намеревающимся использовать программную кассу необходимо заключить договор с оператором программной кассовой системы;
намеревающимся использовать кассовый аппарат необходимо заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата.
Одновременно обращаем внимание индивидуальных предпринимателей, не имеющих текущего (расчетного) счета в банке, у которых возникнет обязанность использования кассового оборудования, о необходимости открытия такого счета в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».
Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
При этом, ЭСЧФ является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы.
Сроки выставления ЭСЧФ установлены статьей 131 Налогового кодекса Республики Беларусь.
За нарушение сроков выставления ЭСЧФ, нормами административного права установлена административная ответственность для должностных лиц юридических лица и индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время, ответственность за нарушение сроков выставления ЭСЧФ предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
При этом, не является административным правонарушением:
невыставление в установленный срок ЭСЧФ, если просрочка составила не более одного рабочего дня;
нарушение установленных сроков выставления ЭСЧФ, если ЭСЧФ выставлены до наступления срока представления налоговой декларации (расчета) по НДС за соответствующий отчетный период.
Минимальный размер штрафа за нарушение сроков выставления ЭСЧФ не установлен. В то же время, по общему правилу, минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя, не может быть менее одной десятой базовой величины.
Лицо, допустившее нарушение сроков выставления ЭСЧФ может быть освобождено от административной ответственности с вынесением предупреждения, при одновременном соблюдении следующих условий:
- оно признало факт совершения им правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;
- в течение одного года до совершения данного административного правонарушения на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности за такое же нарушение.
При этом, предупреждение является не мерой административной ответственности, а одной из профилактических мер воздействия.
Помните, что наложение административного взыскания за невыставление ЭСЧФ не освобождает от обязанности его последующего выставления.
Иванова Мария Игоревна
Главный государственный налоговый инспектор управления камерального контроля инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестской области
При ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) взимание налога на добавленную стоимость (далее – НДС) осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) и международными договорами, в том числе актами, составляющими право ЕАЭС. Таким документом является Договор о ЕАЭС (подписан в г.Астане 29.05.2014).
Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).
Пунктом 20 Протокола определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС. К числу таких документов относятся, в частности, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление), договор, на основании которого был приобретен импортированный товар, документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь. При этом документ, подтверждающий оплату, произведенную в безналичной форме посредством банковских платежных карточек индивидуальным предпринимателем продавцу за ввозимые товары, в перечне документов, представляемых плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС, не поименован.
Учитывая изложенное, при импорте товаров, в том числе оплаченных в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором индивидуальным предпринимателем были импортированы товары, налоговую декларацию (расчет) по НДС, содержащую часть II «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь», одновременно с заявлением и иными установленными Протоколом документами, оформленными с учетом специфики совершаемых хозяйственных операций, в том числе в части перемещения товаров между государствами.
С 1 декабря 2021 г. согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250 (далее – постановление № 250) прослеживаемости подлежат:
холодильники и морозильники бытовые (далее – холодильники), классифицируемые кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 100 0, 8418 21 510 0, 8418 21 590 0, 8418 21 910 0, 8418 21 990 0, 8418 30 200 1, 8418 30 800 1, 8418 40 200 1, 8418 40 800 1;
шины и покрышки пневматические резиновые новые
(далее – шины), классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 10 000 3,
4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 50 000 1, 4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
Инвентаризация остатков товаров, подлежащих прослеживаемости, проводится по состоянию на 1 декабря 2021 г. и составляется инвентаризационная опись.
Инвентаризационная опись составляется в произвольной форме и должна содержать:
учетный номер плательщика;
наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;
регистрационный номер и дата акта инвентаризации;
код товара на уровне десяти знаков в соответствии с ТН ВЭД
(далее – код товара);
наименование товара;
единица измерения, применяемая субъектом хозяйствования для учета товаров;
количество товаров в единицах измерения, применяемых субъектом хозяйствования для учета товаров;
единица измерения, подлежащая указанию в электронных накладных, установленная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250 (для холодильников и шин – штук);
количество товара в единицах измерения;
учетная цена за единицу измерения;
учетная стоимость товаров;
информация о средствах идентификации, нанесенных на товары.
Информация об остатках товаров, отраженная в инвентаризационной описи, согласно пункту 2 постановления № 250, предоставляется субъектами хозяйствования в налоговые органы по месту постановки на учет в виде электронного документа через программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов» до осуществления операций, связанных с оборотом остатков таких товаров, но не позднее сроков, установленных в перечне товаров
(по холодильникам – не позднее 1 февраля 2022 г., по шинам – не позднее 1 апреля 2022 г.).
Сведения об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, могут быть представлены одним из трех способов:
1. через личный кабинет плательщика;
2. с использованием АРМ «Плательщик»;
3. посредством направления на портал МНС XML - документа, подготовленного автоматизированным способом в учетной бухгалтерской программе либо иной информационной системе плательщика.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Лунинецкому району информирует физических лиц – владельцев транспортных средств об обязанности уплатить авансовый платёж по транспортному налогу за транспортные средства, зарегистрированные за ними в ГАИ на 1 января 2021 года.
За транспортные средства, в отношении которых на 01.01.2021 не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина, авансовый платеж по транспортному налогу в 2021 году уплачивать не требуется.
Также авансовый платеж не исчислялся гражданам, поставившим на учет транспортные средства в 2021 году.
Срок уплаты авансового платежа – не позднее 15 декабря 2021 года.
Размер такого платежа составляет 1 базовую величину (29 рублей), а в отношении прицепа, прицепа-дачи (каравана) и мотоцикла – 20 рублей за каждый объект налогообложения.
Сумма и объект налогообложения указаны в извещении на уплату транспортного налога за 2021 год. Такие извещения в части авансового платежа по состоянию на 1 ноября 2021 г. были направлены плательщикам по почте, либо в Личный кабинет плательщика (при его наличии). Если вы по каким-либо причинам не получили извещение на уплату авансового платежа, обратитесь в налоговый орган по месту жительства для уточнения сведений.
Уплату налогов можно произвести наличными денежными средствами в отделениях банка и почтовой связи, а также безналичным путем, используя банковскую карточку, с помощью платежно-справочных терминалов РУП «Белпочта» и инфокиосков, через Интернет-банкинг и платежную систему ЕРИП.
За более подробной информацией обращаться по телефону: 62841, 62330.
Оперативным подразделением налоговой инспекции по г. Пинску при изучении «истории обманутых ожиданий», опубликованной 16.02.2021 Onliner.by (https://realt.onliner.by/amp/2021/02/16/zhdala-naduvnoj-divan-a-poluchila-kuchu-bumazhek), проведены контрольно-аналитические мероприятия и установлен индивидуальный предприниматель г. Пинска, чьи данные указывались на почтовых переводах с сертификатами и другими товарами, стоимость которых в разы ниже размера наложенного платежа.
Результатом стало составление в отношении предпринимателя протокола по части 3 статьи 13.3 КоАП за осуществление в период с января по апрель 2021 года запрещенной предпринимательской деятельности в связи с привлечением 13 работников наряду с запретом привлечения более трех физических лиц.
Привлекаемые предпринимателем граждане являлись работниками юридического лица, которое оказывало предпринимателю услуги «одаривания вип-клиентов», а именно: совершали телефонные звонки и различными способами уговаривали приобрести товары.
Индивидуальный предприниматель имел льготы в отличие от юридических лиц и, снимая наличные денежные средства с расчетного счета без уплаты подоходного налога, неплохо заработал.
Экономическим судом Брестской области на предпринимателя наложен штраф в размере 150 б.в. с конфискацией 30 % незаконно полученного дохода, что составляет более 140 тыс. рублей.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.
Работа в данном направлении продолжается.