Или о том, как самому себе можно испортить Новый год…
Одним из традиционных символов новогодних праздников является елка. Но воодушевленные праздничным настроением граждане иногда забывают, что новогодняя елка — это не просто украшение, а естественный природный объект, порядок заготовки которого строго регламентирован законодательством.
Нарушение этого порядка влечет не только наложение штрафа, но и изъятие заготовленной продукции, и обязанность возместить причиненный окружающей среде вред.
Статьей 43 Лесного кодекса Республики Беларусь установлено, что осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, с побочным лесопользованием, допускается на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. При этом, наличие данного документа необходимо даже в тех случаях, если древесина заготавливается и на землях, не относящихся к категории лесных земель и не входящих при этом в состав населенных пунктов.
В свою очередь, ст. 97 Лесного кодекса устанавливает, что нарушение лесного законодательства Республики Беларусь влечет ответственность согласно законодательным актам Республики Беларусь. Так, ч. 1 ст. 15.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность за незаконное уничтожение, в том числе незаконную порубку, либо повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста, произрастающих в лесах первой группы лесного фонда, а также древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящих в лесной фонд, включая сеянцы и саженцы, в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 300 базовых величин.
В остальных лесах лесного фонда за аналогичные правонарушения предусмотрены штрафы до 30 базовых величин для граждан, для индивидуальных предпринимателей – от 10 до 150, а на юридическое лицо – от 50 до 300. Кроме того, за каждое срубленное новогоднее дерево диаметром у пня до 12 см виновные обязаны будут возместить вред, причиненный окружающей среде, в размере от 0,1 до 0,2 базовой величины, в зависимости от места совершения нарушения, а также стоимость самого дерева при невозможности его изъятия – 1 базовую величину.
При этом незаконно добытая древесина либо иная лесная продукция подлежит изъятию и передаче юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, а при невозможности изъятия стоимость такой продукции возмещается виновными лицами.
Кроме того, в силу ст. 101 Лесного кодекса юридические и физические лица, допустившие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в размерах и порядке, установленных нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Согласно законодательству размер вреда, подлежащего возмещению вследствие незаконного изъятия дерева ели, варьируется в зависимости от диаметра ствола и составляет от 0,1 до 9 базовых величин.
Таким образом, для заготовки новогодних елей необходимо обратиться с соответствующим заявлением к юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, которым выдается лесорубочный (лесной) билет.
Самовольная же заготовка новогодних елей влечет не только ответственность, предусмотренную ст. 15.22 КоАП, но и обязанность возместить причиненный окружающей среде вред, а также вернуть незаконно заготовленную продукцию, а при невозможности возврата — возместить ее стоимость.
Следует также обратить внимание, что в соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная (ТТН), а в соответствии с абзацем 3 п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970, перевозчик не должен принимать груз к перевозке в случае, если грузы товарного характера не оформлены ТТН. Невыполнение данного требования влечет ответственность по ч. 4 ст. 12.17 КоАП в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
Прокуратурой Лунинецкого района в апреле – мае текущего года проведена проверка исполнения жилищно-коммунальным хозяйством района, председателями жилищных кооперативов законодательства о содержании придомовых территорий, спортивных и детских игровых площадок при многоквартирных жилых домах, охрану жизни и здоровья детей на территории Лунинецкого района.
Случаи детского травматизма на дворовых площадках, к сожалению, не так уж редки. Детские площадки порой становятся опасны.
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» гласит о том, что важнейшей политической, социальной и экономической задачей нашей страны является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений. Согласно этому закону каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья, на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями.
Однако обследование придомовых территорий многоквартирных жилых домов показало, что требования действующего законодательства по охране жизни и здоровья детей нередко нарушаются.
Согласно Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25.08.2009 №95, на территории, прилегающей к жилым домам, должны быть оборудованы детские игровые и спортивные площадки, а также площадки для хозяйственно-бытовой деятельности, установлены скамейки для отдыха. Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденными постановлением Совета министров Республики Беларусь от 21.05.2013 №399, предусматривают обязанность жилищно-эксплуатирующих организаций выполнять следующие требования: содержать в надлежащем техническом и санитарном состоянии находящиеся на обслуживании организаций хозяйственные (для установки контейнеров для мусора, сушки белья, чистки ковров), спортивные, игровые площадки и установленные на них устройства.
В нарушение указанных требований при проведении проверки в г. Микашевичи установлено, что все детские игровые и спортивные площадки и находящиеся на них конструкции и сооружения находятся в ненадлежащем техническом (изношенном) состоянии, работы по их ремонту и окраске не производились в течение нескольких лет, большая часть конструктивных элементов расшатана, имеет неустойчивое закрепление, что препятствует реализации в полном объёме несовершеннолетними детьми права на отдых и укрепления здоровья, а в отдельных случаях создают непосредственную угрозу жизни и здоровью детей, что является недопустимым.
На детских игровых площадках по ул. Строителей разбросаны разломанные элементы детских игровых сооружений. Песочница не окрашена, обнесена деревянным ограждением, в котором имеются проемы, выступают гвозди, в стационарной конструкции «подвесные качели» имеется только одно крепление-поручень, второе отсутствует также, отсутствует сиденье в качеле, что исключает ее использование в соответствии с ее назначением - в качестве детского игрового оборудования. Вторая конструкция «подвесные качели» не окрашена, в стационарной конструкции «подвесные качели» одна металлическая качающая основа изогнута в сторону, что создает угрозу травмирования детей, детские игровые площадки не оборудованы и рядом с ними находится проезжая часть, что не создает условия безопасности для детей.
По ул. Строителей рядом с детскими игровыми и спортивными площадками расположен канализационный колодец, который имеет сквозную щель, и может стать причиной детского травматизма.
Согласно государственному стандарту Республики Беларусь, предъявляемому к оборудованию детских игровых площадок, не допускается на поверхности оборудования детских игровых площадок выступающих гвоздей, острых частей, а ударные нагрузки в качелях-балансирах должны быть амортизированы, элементы фундамента – находиться на глубине не менее 40 сантиметров от игровой поверхности. Все металлические и деревянные детали оборудования должны иметь защитно-декоративное лакокрасочное покрытие. Но не везде эти требования выполняются. Нарушения выявлены на игровых площадках во дворах домов по ул. Красной, Фрунзе, Лисовича г. Лунинца.
Причинами указанных нарушений являются не только неисполнение обязанностей по систематическому проведению технических осмотров придомовых территорий и оборудования детских игровых площадок, своевременности принятия мер к проведению профилактического ремонта либо выведению из эксплуатации и демонтажу конструкций, создающих риск травмирования, но и отсутствие в сознании граждан твердых установок на сохранность и бережное использование оборудования, предназначенного для отдыха, занятий спортом, игры детей.
По фактам выявленных нарушений прокурором Лунинецкого района внесены представления в адрес руководства КУМПП ЖКХ «Лунинецкое ЖКХ», КУМПП ЖКХ «Микашевичское ЖКХ».
Помощник прокурора
Лунинецкого района,
Вероника ПОЛЕЙЧУК
Коррупция считается важной общественно-политической проблемой, снижающей темпы экономического роста. Преступления, совершаемые должностными лицами и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти и управления, подрывают доверие граждан к властным структурам.
Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь коррупционные проявления относятся к числу основных угроз безопасности страны. Главой государства одним из основных национальных интересов в политической сфере обозначено эффективное противодействие коррупции.
Одной из наиболее коррупционно опасных сфер финансово-хозяйственной деятельности является сфера закупок товаров, работ, услуг, в которой имеются значительные возможности для противоправных интересов конкретных юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Коррупция в сфере закупок может иметь множество негативных последствий, в том числе заключение ненужных, нерентабельных и убыточных договоров.
Проведенные прокуратурой района в 2014 году проверки исполнения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг показали, что данное законодательство исполняется не в полной мере.
Зачастую, основными нарушениями явились неразмещение годового плана государственных закупок на официальном сайте в сроки, установленные законодательством, нарушение законодательства о порядке заключения договоров по закупке товаров, работ, услуг и др.
Так, в одном из коммунальных предприятий района установлены нарушения законодательства о государственных закупках товаров при осуществлении закупки в 2013 году мусоровоза с боковой загрузкой для собственного потребления за счёт бюджетных средств. В нарушение законодательства Республики Беларусь о государственных закупках товаров (работ, услуг) установлено, что договор между коммунальным предприятием и участником-победителем – частным унитарным предприятием по закупке мусоровоза был заключен в период подачи жалоб о несогласии с результатами закупки другими участниками. Аналогичные нарушения выявлены и в других проверяемых организациях.
По результатам проверок исполнения законодательства о закупках товаров, работ, услуг прокурором внесено 2 представления, 1 лицо привлечены к дисциплинарной ответственности, 1 лицо привлечены к административной ответственности, официально предупреждено также 1 лицо.
Помощник прокурора
Лунинецкого района,
Вероника ПОЛЕЙЧУК
Значительная часть наркоманов потребляют вещества опиумной группы, добытые кустарным способом из семян мака. Являясь по сути прекурсором опасного наркотика, данный товар находился в свободном обороте. Образовались преступные группы, которые занимаются нелегальным оптовым ввозом на территорию области семян мака из Украины и их реализации мелким дилерам и наркоманам. Выявлению и пресечению деятельности этих преступных групп препятствовали пробелы в нашем законодательстве, отсутствие нормативных оснований для этого.
В 2013 году правоохранительными органами Брестской области было изъято из оборота более 5,5 тонн семян мака. При том, что по имеющейся информации, для нужд пищевой промышленности области в год необходимо не более 4,5 тонн.
Прокуратурой Брестской области вопрос запрета свободного оборота семян мака неоднократно поднимался на протяжении почти двух лет. В Генеральную прокуратуру Республики Беларусь направлялись предложения ввести монополию государства на реализацию семян мака, ответственность за их реализацию.
14 января 2014 года Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет №1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака» (далее – Декрет), который вступил в действие с 1 февраля 2014 года. Согласно положениям данного Декрета за государством закрепляется исключительное право на осуществление оптовой торговли семенами мака. Реализация этого права будет осуществляться только юридическими лицами, определяемыми Советом Министров Республики Беларусь (уполномоченными организациями).
Запрещается розничная торговля семенами мака в магазинах площадью менее 50 кв. метров (за исключением торговых объектов организаций потребительской кооперации, магазинов иных организаций, расположенных в сельской местности), на рынках, с использованием торговых автоматов, путем осуществления разносной торговли и торговли по образцам. Также запрещается хранение и перемещение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами семян мака с нарушениями условий, определенных Декретом.
За нарушение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленного порядка оборота семян мака при их перемещении, хранении и реализации Декретом установлена административная ответственность с применением таких видов санкций как штраф и конфискация семян мака.
Так, за хранение и перемещение по территории Республики Беларусь физическим лицом более 2 кг семян мака, не расфасованных в специальную упаковку, предусмотрен штраф в размере от 50 до 70 базовых величин с конфискацией семян мака, а также транспортных средств, использованных для их перемещения, независимо от того, в чьей собственности эти транспортные средства находятся.
Кроме этого, запрещено совершение физическим лицом любой сделки с семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку. Несоблюдение этого требования влечет наложение штрафа в размере от 70 до 90 базовых величин.
Перемещение по территории Республики Беларусь индивидуальным предпринимателем иди юридическим лицом семян мака без заключения договора купли-продажи или поставки с уполномоченной организацией влечет ответственность в виде штрафа до 250 (на индивидуальных предпринимателей) или 300 (для юридических лиц) базовых величин с конфискацией семян мака, а также транспортных средств, использованных для их перемещения, независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Предусмотрена более жесткая ответственность за совершение повторных нарушений в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения: на индивидуального предпринимателя штраф от 250 до 500 базовых величин, а на юридические лицо - от 500 до 800 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
Принятие данного Декрета является своевременным и будет способствовать более эффективной борьбе правоохранительных органов с наркоманией, а также с лицами, занимающимися сбытом наркотических средств.
Прокурор Лунинецкого района,
младший советник юстиции
Александр КАРЛЮК
19 октября 2012 года в Республике Беларусь вступил в силу Закон «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах». Введение понятия аналогов наркотических средств и психотропов позволило официально вообще запретить свободный оборот веществ синтетического или естественного происхождения, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропов. Проще говоря, с 19 октября 2012 года за хранение либо реализацию миксов грозит уголовная ответственность с реальным сроком лишения свободы.
Однако, несмотря на установленную Уголовным Кодексом Республики Беларусь ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, в последнее время широкое распространение среди несовершеннолетних и молодежи получили синтетические курительные смеси, в частности спайс и миксы.
Отличаясь от других наркотических средств относительной доступностью и дешевизной, спайс наносит непоправимый ущерб здоровью человека. Возрастной диапазон приверженцев этого на первый взгляд безвредного продукта довольно широк, однако основные потребители – это молодежь в возрасте от 14 до 25 лет, а значит школьники и студенты. Иными словами, та часть общества, которая наиболее подвержена влияниям со стороны друзей, кумиров, моды, СМИ и особенно интернета.
В Беларуси официальная статистика, по мнению специалистов, не отражает реальной картины. Например, по данным Минздрава, на июнь 2013 года в Беларуси на наркологическом учёте состояли 8952 больных наркоманией и 4458 лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства.
И это притом что только в 2013 году милиция уже изымала спайсы почти 500 раз. Так что реальная цифра, по мнению самих наркологов, превышает официальную в 10 раз – а это более 100 тысяч человек. Примерно каждый четвёртый из всех наркоманов умирает через несколько лет активного употребления. А в случаях со спайсом смерть или безумие настигает человека за пару месяцев. А значит, по причинам, связанным с наркотиками, мы ежегодно хороним около 25 тысяч человек. Преимущественно – молодых.
Спайс приобретается наркозависимыми преимущественно через интернет. Производители курительных смесей часто обещают обратившимся абсолютную «легальность формулы». Но наркозависимый человек, купивший «легальный спайс», помимо вреда для здоровья может получить уголовное наказание.
Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет (п.1 ст. 328 УК Республики Беларусь).
Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации (п. 2 ст. 328 УК Республики Беларусь).
Прокуратура Лунинецкого района информирует, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Стажер на должности помощника прокурора
Лунинецкого района,
Артём Ролинский