Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) в части налогообложения предусмотрены меры поддержки ИП и физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Так, ИП, уплатившие в 2020 году единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), вправе в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на иной порядок налогообложения с соблюдением его условий. ИП, которые желают перейти в 2020 году на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), необходимо с 1-го по 20-е число календарного месяца, с которого они начинают применение УСН, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о таком переходе с указанием даты перехода. При переходе на иной порядок налогообложения ИП вносят изменения и (или) дополнения в налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за отчетный квартал 2020 года, в котором осуществлен такой переход.
Продолжительность временного неосуществления деятельности ИП, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта для целей проведения зачета (возврата) единого налога ИП в 2020 году в связи с временным неосуществлением предпринимательской деятельности может превышать 30 календарных дней.
Физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в случае временного неосуществления деятельности с 01.04.2020 по 31.12.2020 в соответствии со статьей 66 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) производится зачет (возврат) единого налога, сумма которого определяется налоговым органом в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 344 НК, на основании письменного уведомления, поданного физическим лицом.
Также на основании Указа Брестским областным Советом депутатов принято решение от 18.05.2020 № 173 «Об уменьшении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц», распространяющее свое действие на отношения, возникшее с 01.04.2020, в соответствии с которым ставки единого налога во II и III кварталах 2020 года уменьшены в два раза.
Подробную информацию можно получить в ИМНС по Лунинецкому району по адресу: г. Лунинец, ул. Я.Коласа, 50 или по телефону 2-12-70.
Инспекция МНС Республики Беларусь по Лунинецкому району сообщает, что в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, установленном законодательством.
Порядок
Порядок приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (с изменениями и дополнениями, далее – постановление № 924/16) и Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Требования
Исходя из норм Положения № 924/16, по общему правилу, во всех объектах общественного питания, расположенных в учреждениях образования, прием наличных денежных средств осуществляется с использованием кассового оборудования.
Согласно пункту 4 Положения № 924/16 при приеме наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек (в том числе авансовых платежей, задатка и наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, принимаемых в качестве залога) (далее - прием денежных средств) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, кассир проводит с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств, выдает покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги), помещает полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения.
На кассовом суммирующем аппарате (далее - КСА) кассир в дни использования указанного оборудования выполняет:
- в начале рабочего дня (после открытия смены) операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег. При необходимости внесения в течение рабочего дня (смены) наличных денежных средств, за исключением наличных денежных средств, полученных от покупателей, в ящик для денег - операцию регистрации внесения наличных денежных средств в ящик для денег;
- при изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег;
- при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), операцию регистрации факта возврата денежных средств;
- в случае допущенных ошибок при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе операцию по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа (пункт 5 Положения № 924/16).
Пунктом 6 Положения № 924/16 предусмотрено, что по окончании рабочего дня (смены), а также по требованию должностного лица контролирующего (надзорного) органа на момент проведения проверки кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией, руководством пользователя суточный (сменный) отчет (Z-отчет) и контрольную ленту - для КСА.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы в объектах общественного питания, расположенных в капитальных строениях (зданиях и сооружениях) (подпункт 2.8 пункта 2 постановления № 924/16, пункт 2 приложения 1 к постановлению № 924/16).
Исключение составляют объекты общественного питания, расположенные в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах - училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях, в которых установка платежных терминалов не обязательна.
Обращаем внимание, что согласно абзацу 12 пункта 17 Положения № 924/16 не допускается использование КСА, в случае отсутствия средства контроля налоговых органов (далее – СКНО) по истечении сроков, установленных в подпункте 2.6 пункта 2 постановления № 924/16 (http://www.nalog.gov.by/ru/programmed-cash-desk/).
Право осуществлять прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с использованием кассового оборудования без СКНО имеют заключившие гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в городах областного подчинения и г. Минске – до 01.10.2020, осуществляющие деятельность в городах районного подчинения – до 01.11.2020, осуществляющие деятельность на остальной территории Республики Беларусь – до 01.12.2020.
Ответственность
Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств, выразившееся в неприменении кассового оборудования в установленных законодательством случаях или неоформлении установленного законодательством документа при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет без применения кассового оборудования, предусмотрена частью 1 статьи 12.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. Невыдача платежного документа, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг) за наличный расчет, в соответствии с КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин на виновное лицо.
Согласно части первой статьи 12.20 КоАП за нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие такого оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг налагается штраф в размере до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, на юридическое лицо - до 200 БВ.
Инспекция МНС Республики Беларусь по Лунинецкому району
Более подробную информацию можно получить по телефону: 2-12-70
В ходе проведения налоговым органом Брестской области выборочной проверки организации установлен факт совершения хозяйственной операции, основной целью которой являлась неполная уплата налога на прибыль.
Так, организацией в проверяемом периоде получен займ от гражданки, состоящей одновременно в трудовых отношениях с указанной организацией и являющейся родственницей (супругой) учредителей и директора, с последующим начислением повышенных процентов за пользование займом и непогашением займа в течение длительного периода. При этом фактически потребность в заемных средствах у организации отсутствовала, в период возможности своевременного погашения таких обязательств задолженность по договору займа не погашалась, сроки возврата займа неоднократно продлевались, проценты за пользование займом начислялись, выплачивались и учитывались при исчислении налога на прибыль.
На основании анализа и оценки в совокупности установленных обстоятельств и собранных доказательств, проверкой установлено, что в начислении процентов по завышенной процентной ставке за пользование займом отсутствует экономический смысл.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь проверкой произведена корректировка налоговой базы по налогу на прибыль за проверяемый период, повлекшая исчисление к уплате по результатам проверки налога на прибыль.
Инспекция МНС Республики Беларусь по Лунинецкому району
Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) в части налогообложения среди прочих предусмотрены следующие меры поддержки:
- предоставление местными органами власти отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита (далее – отсрочка) в отношении налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 01.04.2020 по 30.09.2020, с их погашением с 01.10.2020 по 31.12.2020 ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца (за исключением подоходного налога с доходов физических лиц). Отсрочка предоставляется: юридическим лицам и ИП, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, прилагающийся к Указу (далее – субъекты хозяйствования); а также арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, а также арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество при предоставлении ими отсрочки по уплате в порядке, предусмотренном п. 6 Указа. Отсрочка с последующей рассрочкой предоставляется по платежам, по которым имеется задолженность их погашения, и (или) наступил срок их уплаты, налоговый кредит – в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил, без начисления процентов за пользование. Условие отсрочки – своевременная и полная уплата в период ее предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлена отсрочка; при нарушении условия суммы платежей взыскиваются с начислением пеней, начиная со дня утраты права пользования отсрочкой. При отсрочке уточненные налоговые декларации (расчеты) не подаются. Субъекты хозяйствования подают заявление на отсрочку в местные органы власти по месту нахождения организации, месту жительства ИП по форме, установленной постановлением МНС от 26.04.2013 № 14 (прил. 34-4);
- право местным органам власти в течение II и III кв. 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков, определенным ими самостоятельно, сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее – арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате ими во II и III кв. 2020 г. по срокам: по налогу на недвижимость: 22.06.2020 и 22.09.2020; по земельному налогу: 15.04.2020, 15.07.2020, 15.09.2020 (по земельным участкам сельскохозяйственного назначения), 22.05.2020, 24.08.2020 (по иным участкам); по арендной плате за земельные участки: 22.05.2020 и 24.08.2020 (для организаций, которые уплачивают арендную плату не в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 - по срокам уплаты, указанным в договоре аренды и приходящимся на II и III кв.). Организации вправе обратиться в местные органы власти с обоснованием целесообразности включения их в указанную категорию плательщиков. При принятии местными органами власти решений об уменьшении сумм налогов определенным плательщикам, такие суммы уменьшения подлежат отражению ими в налоговых декларациях (расчетах) с внесенными изменениями и (или) дополнениями: по налогу на недвижимость организаций (прил. 7 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по стр. 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в гр. 4 и 5; по земельному налогу (ч. I прил. 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) (далее – прил. 8) по стр. «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате»: в гр. 16, 18 и 20 - по землям сельскохозяйственного назначения; в гр. 17 и 19 - по иным участкам; по арендной плате за земельные участки (ч. II прил. 8) по стр. «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по срокам уплаты, приходящимся на II и III кв. 2020 г.;
- для арендодателей, предоставляющих отсрочку арендаторам по оплате арендной платы в соответствии с пп. 6.1 п. 6 или п. 11 Указа, предусмотрен перенос срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС на 31.12.2020 в отношении арендной платы за недвижимое имущество (капитальные строения (здания, сооружения), в т.ч. права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, их части, государственной и частной формы собственности), день сдачи которого в аренду приходится на период с 01.04.2020 по 30.09.2020. По указанным суммам арендной платы за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 арендодателям необходимо выставить ЭСЧФ в адрес арендаторов не позднее 10.01.2021. Уточненная налоговая декларация (расчет) по НДС не представляется, обороты по сдаче недвижимого имущества в аренду за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 должны отражаться в налоговой декларации (расчете) за 2020 год по сроку 20.01.2021.
Подробную информацию можно получить в ИМНС по Лунинецкому району по адресу: г. Лунинец, ул. Я.Коласа, 50 или по телефону 2-12-70.С 1 января 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №503 «О налогообложении» (с изменениями и дополнениями) (далее – Указ №503) руководителям организаций предоставлено право для целей налогообложения самостоятельно устанавливать нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Данное положение противоречит порядку списания на затраты, учитываемые при налогообложении, стоимости топливно-энергетических ресурсов в пределах норм, установленных налоговым законодательством (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК)).
Однако, согласно пункту 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 №130-З «О нормативных правовых актах», нормы указа Президента Республики Беларусь имеют большую юридическую силу, ими и следует руководствоваться.
Таким образом, с 1 января 2020 г. отсутствуют какие-либо ограничения в части определения и применения норм расхода топлива и применять порядок понижения (повышения) норм расхода топлива, установленный Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 №141 (с изменениями и дополнениями), организация не обязана. Руководитель организации вправе самостоятельно принимать решение о изменении норм расхода топлива в зависимости от различных условий эксплуатации автомобиля.
Хотелось бы заострить внимание, что подобные решения касаются налогообложения и должны быть экономически обоснованы (пункт 1 статьи 169 НК). В противном случае возможна корректировка налоговой базы и суммы уплаты налога на прибыль согласно пункта 4 статьи 33 НК.Информация о требованиях законодательства, предъявляемых к осуществлению деятельности в сфере перевозки пассажиров автомобилями-такси.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров на возмездной основе физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя или юридического лица).
Ответственность за совершение осуществления
предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена частью 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) и влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
1. До начала осуществления деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильный перевозчик обязан в письменной или электронной форме уведомить местный исполнительный и распорядительный орган либо оператора такси в случае его определения местным исполнительным и распорядительным органом о дате начала осуществления такой деятельности с указанием способа организации и управления технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, а при прекращении осуществления такой деятельности не позднее 10 дней со дня прекращения - о дате ее прекращения.
Для выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильному перевозчику необходимо заключить с диспетчером такси договор об оказании услуг диспетчера такси либо самостоятельно обеспечить организацию и управление технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями- такси, в том числе с использованием электронных информационных систем (далее – ЭИС).
Автомобильные перевозчики, самостоятельно выполняющие прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством ЭИС обязаны представлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску.
При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси субъекты хозяйствования обязаны стать на налоговый учет, обеспечивать полноту отражения полученной выручки в налоговых декларациях, уплачивать налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения. Юридические лица могут применять общеустановленный порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения. Индивидуальные предприниматели вправе применять общеустановленный порядок налогообложения, предусматривающий уплату подоходного налога с физических лиц, упрощенную систему налогообложения, либо уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Ответственность за неуплату ши неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) предусмотрена частью 1 статьи 13.6 КоАП и влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
При привлечении субъектом хозяйствования к осуществлению предпринимательской деятельности наемных лиц выплата заработной платы должна быть подтверждена документально (отражена в учете) с обязательным исчислением, удержанием и перечислением в бюджет подоходного налога с физических лиц и других обязательных платежей (взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).
Ответственность за отсутствие у налогового агента (нанимателя) учета начисленных ши выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику (наемному лицу) доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, предусмотрена частью 1 статьи 13.5 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двух до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пяти до ста базовых величин.
Автомобиль-такси должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром:
прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;
включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), с указателем режимов использования автомобиля-такси. Не допускается использование кассового аппарата в случаях, если модель (модификация) используемого кассового аппарата не соответствует сфере применения, указанной в Государственном реестре. Модели кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометром, включены в раздел 3 Государственного реестра «КСА, СОВМЕЩЕННЫЕ С ТАКСОМЕТРАМИ», в котором указана сфера применения – «Услуги автомобильного транспорта по перевозке пассажиров автомобилями- такси»;
с установленным средством контроля налоговых органов (далее – СКНО). До начала использования кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, субъекту хозяйствования необходимо заключить с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО и только после установки в кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, СКНО, данное кассовое оборудование можно использовать для приема наличных денежных средств и (или) денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежного терминала.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки автомобилями-такси обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь. До начала осуществление деятельности субъект хозяйствования должен установить платежный терминал, для чего необходимо подать в банк-эквайер заявку на установку платежного терминала.
Справочно. Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность без установки и использования платежных терминалов в автомобилях-такси при наличии документа, подтверждающего прием банком-эквайером заявки на установку платежного терминала, в течение двух месяцев с момента начала осуществления деятельности.
При выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанными только с использованием ЭИС, предусматривающей безналичный порядок оплаты, оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется.
Если посредством ЭИС осуществляется заказ автомобильной перевозки пассажира и оплата за нее производится наличными денежными средствами, то такая перевозка пассажира рассматривается как перевозка пассажира автомобилем-такси, заказанная у диспетчера такси или автомобильного перевозчика, самостоятельно выполняющего прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, при помощи глобальной компьютерной сети Интернет. Соответственно, в таких случаях прием наличных денежных средств должен осуществляться с обязательным использованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, с установленным СКНО.
Ответственности за нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов, а равно отсутствие такого оборудования и (или) терминалов предусмотрена частью 1 статьи 12.20 КоАП и влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
Водитель автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет, а в случаях оплаты пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в безналичном порядке с использованием электронной информационной системы – направить на адрес электронной почты, указанный заказчиком автомобильной перевозки пассажиров автомобилями-такси, электронную квитанцию.
При приеме наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, водитель автомобиля-такси суммы принятых денежных средств проводит с использованием таксометра, платежного терминала и выдает потребителю – пассажиру платежный документ, подтверждающий оплату услуги.
Ответственность за нарушение порядка приема наличных денежных средств, выразившееся в неприменении кассового оборудования в установленных законодательством случаях предусмотрена частью 1 статьи 12.18 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин. Невыдача платежного документа, подтверждающего факт оплаты в соответствии с частью 2 статьи 12.18 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
Что нужно знать?
При покупке товара в местах стихийной торговли необходимо помнить о возможных негативных последствиях при употреблении продукции, не прошедшей лабораторный контроль, на которую отсутствуют документы, подтверждающие ее качество и безопасность. В большинстве случаев, несанкционированная торговля осуществляется из транспортного средства или непосредственно «с земли», торгующие не имеют личной медицинской справки о состоянии здоровья.
Сейчас на улице стихийно предлагают немалый ассортимент товаров -продукты питания, одежду, обувь, галантерею, хозяйственные предметы и т. д. Такие продавцы выбирают довольно многолюдные места, в частности, возле торговых центров, магазинов, рынков и т.д.
Употребление в пищу продуктов, приобретенных в местах несанкционированной торговли, создает опасность для жизни и здоровья граждан: приводит к пищевым отравлениям, заражениям вирусными, бактериальными инфекциями, паразитарным заболеваниям, может вызвать тяжелые расстройства желудочно-кишечного тракта.
Покупателям нужно учитывать некоторые нюансы. С одной стороны, нелегальные торговцы не гарантируют качества реализуемой продукции. Зачастую они не соблюдают условия хранения товара, не устанавливают специальное оборудование. Даже скоропортящиеся товары лежат просто в коробках. А несоблюдение элементарных правил профилактики приводит к вирусным кишечным инфекциям. Поэтому лучше избегать стихийной торговли и покупать продукты только в санкционированных местах.
С другой стороны, нелегалы реализуют товар в основном без регистрации предпринимательской деятельности, а значит, не платят налоги. И такие граждане попадают в поле зрения не только правоохранителей, санитарно-эпидемиологической службы, но и налоговых органов.
Ответственность для физических лиц
Напоминаем, что административная ответственность за реализацию товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством, предусмотрена частью 8 статьи 12.17. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до трех базовых величин.
В соответствии с частью 1 статьи 21.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях загромождение улиц, площадей, дворов и других земель общего пользования влечет наложение штрафа на физические лица в размере до 5 базовых величин.
Неоднократное (два и более раза) установление фактов реализации физическим лицом товаров в нарушение требований законодательства, может быть основанием для квалификации действий такого лица по части 1-1 статьи 12.7 "Незаконная предпринимательская деятельность" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Деятельность будет считаться предпринимательской, если она направлена на систематическое получение прибыли.
За предпринимательскую деятельность без государственной регистрации может быть применена административная ответственность в виде штрафа в размере до 100 БВ. Помимо штрафа также могут конфисковать весь ваш доход, полученный от такой деятельности (ч. 1-1 cm. 12.7 КоАП).
Подразделения оперативных мероприятий налоговых инспекций Брестской области при проведении контрольных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов незаконного оборота средств индивидуальной защиты, установлено два факта продажи медицинских масок.
Так, работниками управления оперативных мероприятий по Брестской области во взаимодействии с сотрудниками ОБЭП ОВД администрации Московского района г.Бреста 05.03.2020 в гаражном кооперативе г.Бреста установлен житель г.Бреста, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого была направлена на получение прибыли от продажи масок медицинских импортного производства в количестве 7 000 штук общей стоимостью 7 000 рублей. Так, при проведении тематической оперативной проверки изъяты маски в количестве 3 000 штук, которые житель г.Бреста уже успел перегрузить в автомобиль потенциального покупателя, а также изъяты маски в количестве 4 000 штук, обнаруженные в салоне микроавтобуса, находящегося под управлением нарушителя.
Деятельность квалифицирована как незаконная предпринимательская, в связи с ее направленностью на систематическое получение прибыли от продажи товаров в отсутствие государственной регистрации. В отношении гражданина составлен протокол об административном правонарушении по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Постановлением экономического суда Брестской области правонарушитель подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 50 базовых величин (1 350,0 рублей) с конфискацией 7 000 масок. Кроме того, гражданину доначислен единый налог за март 2020 года.
Проведенные мероприятия позволили предотвратить реализацию гражданам медицинских масок сомнительного качества.
Работа в данном направлении продолжается.
Под заработной платой в «конвертах» принято понимать вознаграждения, которые работодатель выплачивает работнику, но не оформляет документально. Мотивируя работника согласиться на выплату зарплаты в конвертах, наниматель в качестве аргумента высказывает заботу о работнике: без уплаты налогов сумма заработной платы, выплачиваемая работнику на руки, будет больше, чем официальная. При этом наниматель умалчивает, что работник теряет социальную защищенность.
Выплата зарплаты в конвертах становится возможной при вовлечении товаров (работ, услуг) в теневой оборот, сокрытии доходов недобросовестными субъектами хозяйствования, минимизации налоговых обязательств по подоходному налогу с физических лиц и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, когда трудовые договоры с работниками не заключаются или работники трудоустраиваются на неполный рабочий день или неделю.
Инспекция МНС Республики Беларусь по Лунинецкому району сообщает, что налоговые органы в пределах своей компетенции проводят работу, направленную на пресечение схем сокрытия выручки (доходов), занижения налогооблагаемой базы по подоходному налогу и обязательным взносам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Большое внимание уделяется проведению профилактических мероприятий, таких, например, как мониторинг деятельности субъектов хозяйствования. Как показывает практика, в дни проведения наблюдений среднедневная выручка у субъектов хозяйствования значительно превышает выручку, декларируемую субъектом.
Без вмешательства в деятельность субъекта хозяйствования налоговыми органами проводится камеральный контроль, в ходе которого изучается вся информация, имеющаяся как в налоговом органе, так и в общедоступных источниках, в том числе в сети Интернет (социальных сетях), а также поступающая из других государственных органов и организаций.
Действенным механизмом противодействия выплате зарплаты в конвертах является контроль за соответствием расходов и доходов физических лиц. Получая заработную плату в «конвертах» или оформляя ее в минимальных размерах, у работника могут возникнуть в дальнейшем трудности по подтверждению своих доходов при совершении каких либо сделок по покупке недвижимости, транспортных средств и др. и в результате чего налоговым органом может быть предъявлен к уплате подоходный налог, но уже по ставке 16% от суммы превышения расходов над доходами.
За нарушение законодательства о труде, за неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность, как для нанимателя, так и для должностных лиц.
В документальном оформлении трудовых отношений с удержанием и перечислением подоходного налога и взносов в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь должен быть заинтересован прежде всего сам гражданин.
Гражданин, который соглашается на работу без заключения с ним трудового договора и соответственно на получение заработной платы без отражения ее в бухгалтерском учете работодателя, должен помнить, что он рискует не получить заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, в любое время работодатель может отказаться от работника, и в будущем такая работа не будет зачислена в стаж работы при назначении пенсии.В Российской Федерации продлен срок установления запрета на оборот обуви, не маркированной средствами идентификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2020 г. N 216 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. N 860" (далее - постановление) изменены сроки введения обязательной маркировки обувных товаров.
Постановлением установлены следующие даты и этапы введения обязательной маркировки обуви:
- производство и импорт обуви без маркировки, а также оптовая и розничная продажа немаркированной обуви запрещены с 1 июля 2020 г. (ранее - с 1 марта 2020 г.);
- передача сведений о производстве, импорте, оптовой и розничной продаже обуви в систему маркировки обязательна с 1 июля 2020 г. (ранее - с 1 марта 2020 г.);
- маркировка остатков обуви, произведенной или приобретенной до 1 июля 2020 г., возможна до 1 сентября 2020 г. (ранее - до 1 марта и 1 мая 2020 г. соответственно);
- импортируемые обувные товары, ввезенные после 1 июля, но приобретенные до 1 июля 2020 г. (ранее - до 1 марта), участники оборота должны промаркировать до 1 августа 2020 г. (ранее - до 1 апреля 2020 г.).
Требования по проверке реквизитов кассового чека, выданного белорусскому предпринимателю-покупателю российским продавцом, а также легальности нанесенных средств идентификации, применяются с 01.07.2020.
Также постановлением предусмотрена возможность предоставления российским оператором системы маркировки ООО "Честный знак" операторам других государств - членов Евразийского экономического союза кодов маркировки российского образца для маркировки обуви, поставляемой на территорию Российской Федерации.
Напоминаем, что выдача кодов маркировки российского образца на территории Республики Беларусь осуществляется оператором национальной системы маркировки товаров Республики Беларусь РУП "Издательство "Белбланкавыд". Контакты оператора и пошаговые инструкции по получению кодов маркировки российского образца и внесению соответствующей информации в АИС "Электронный знак" размещены на сайте https://www.datamark.by/.
Кроме того, постановлением устранены ранее действовавшие на территории Российской Федерации ограничения на оборот обувных товаров в отношении аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц.