Выплата пенсий через банки с использованием базовых счетов
23 сентября 2021 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 363 «О текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания» (далее – Указ).
С изданием Указа в республике создан институт базовых счетов (текущих (расчетных) банковских счетов физических лиц с базовыми условиями обслуживания) в целях установления минимального социального стандарта бесплатного платежного обслуживания граждан. Базовый счет – это банковский счет в белоруских рублях, с владельца которого не взимается вознаграждение (плата) за осуществление на территории Республики Беларусь и в национальном сегменте глобальной компьютерной сети Интернет операций, включаемых в базовые условия обслуживания ( перечень в приложении 2 к Указу)
Главная особенность базового счета – возможность бесплатно совершать основные, наиболее востребованные операции, в том числе рассчитываться за товары и услуги в ЕРИП и сети Интернет.
Начиная с 1 марта 2022 г. базовые счета гражданам уже открывают банки, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь:
ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белагромпромбанк», ОАО «Банк Дабрабыт».
с 1 июля 2022 г. гражданам, изъявившим желание (после указанной даты) получать пенсию через банк, выплата пенсии может осуществляться только на базовый счет (на другие счета не производится). Это правило действует:
- при назначении всех новых пенсий начиная с 1 июля 2022 г.,
а также при возобновлении выплаты пенсий с этой даты (если пенсионером не избран иной способ получения пенсии – через организацию почтовой связи или организацию по доставке пенсий);
- независимо от даты назначения (возобновления выплаты) пенсии, если пенсионером в период после 1 июля 2022 г. избирается способ получения пенсии через банк (взамен ранее применявшегося способа её выплаты).
Наличие у пенсионера базового счета и его реквизиты на текущем этапе подтверждаются справкой, выданной банком, в котором открыт базовый счет (выдается без взимания платы не позднее банковского дня, следующего за днем обращения за ней). В дальнейшем получение данных сведений будет обеспечиваться посредством доступа к автоматизированной системе учета базовых счетов.
Знать, чтобы не нарушать!
Вниманию нанимателей!
Органы по труду, занятости и социальной защите наделены полномочиями осуществления надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства о занятости населения.
Типичными нарушениями со стороны нанимателей, выявляемыми в результате проведения надзорных мероприятий, являются неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите в установленные законодательством сроки:
Важно знать!
Если в вашей организации появилась свободная вакансия или предстоит высвобождение работников, вы обязаны уведомить об этом органы по труду, занятости и социальной защите в установленные сроки.
Обязанности нанимателя
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения определены Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 года № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 125-З), статьей 21 которого установлены обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населения, в том числе:
Все это нужно для того, чтобы обеспечить занятость граждан нашей страны
На практике далеко не все наниматели исполняют обязанности по информированию органов занятости о наличии вакансии и (или) ее заполнении, о предстоящем высвобождении работников.
Чаще всего так происходит из-за банального незнания законодательства. Но это, как известно, не освобождает от ответственности.
Порядок уведомления органов по труду, занятости и социальной защите
Такая ситуация также имеет место:
На практике имеют место случаи, когда штатные единицы на основании приказов распределены между работниками в виде доплат за совмещение, расширение зоны обслуживания и т.д. Совмещение устанавливается у одного и того же нанимателя, у которого работник работает по трудовому договору без заключения нового трудового договора по совмещаемой профессии (должности). Работа выполняется на основании ранее заключенного трудового договора. Таким образом, наниматель обязан письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий), если за эти вакансии производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ).
Также не является вакансией штатная единица, на которую принят работник на основании трудового договора о работе по внешнему или внутреннему совместительству. Вместе с тем, следует учитывать, что продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, за исключением случаев определенных законодательством о труде. Следовательно, при замещении вакантной должности (профессии) по совместительству, работник принимается только на 0,5 штатной единицы, а оставшиеся доли штатной единицы могут оставаться вакантными, о наличии которых наниматель обязан письменно уведомить органы по труду, занятости и социальной защите.
При предоставлении сведений о вакансиях необходимо учитывать:
Органы по труду в рамках своей компетенции осуществляют меры профилактического и предупредительного характера в виде проведения мониторингов соблюдения законодательства о занятости, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также направляют нанимателям чек-листы
1) Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» утверждено Положение о порядке проведения мониторинга (далее — Положение).
Согласно Положению мониторинг — это форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка. В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) контролирующим (надзорным) органом может быть назначена внеплановая проверка.
В случае неустранения выявленных нарушений (неисполнение предписания) к нанимателю применяются санкции в соответствии с нормами статьи 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях (далее – КоАП).
В случае выявления повторных нарушений либо нарушений, устранение которых невозможно, к нанимателю применяются санкции в соответствии с нормами статьи 10.11 КоАП.
2) В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке проведения проверок (далее – Положение о проверках), утвержденного Указом № 510 контрольный список вопросов (чек-лист) (далее — чек-лист) является исчерпывающим перечнем требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом.
Согласно Положению о проверках чек-лист может использоваться контролирующим (надзорным) органом при планировании проверок.
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь рекомендовано в целях повышения уровня самоконтроля направлять чек-лист субъектам, которые регулярно представляют сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий), участвуют в ярмарках вакансий, в семинарах, принимают на работу безработных в счет установленной брони, создают рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и т.д.) либо в службе занятости имеются статистические сведения, что у субъекта нет движения кадров, или задание по созданию новых рабочих мест не устанавливалось и т.п.
В сопроводительном письме к чек-листу указывается причина направления (для планирования мониторинга) и период за который необходимо субъекту провести анализ соблюдения субъектом законодательства о занятости населения
3) Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 05.07.2019 г. № 33 «О порядке проведения оценки полноты сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий)» установлен порядок оценки сведений о вакансии.
Решение о проведении оценки сведений о вакансии принимается, если у органа занятости есть основания полагать, что наниматель предоставил сведения о вакансиях не в полном объеме.
Факт того, что наниматель предоставил сведения о вакансиях не в полном объеме, подтверждается размещением нанимателями в СМИ, интернете, рекламных объявлениях, местах общественного пользования сведений о поиске работников на вакансии, о которых не информировались органы занятости.
Если по результатам оценки установлено нарушение, то в отношении организации выносится предписание. В нем указываются нарушение, действия по их устранению и срок, в течение которого они должны быть выполнены. Не позднее 3 дней со дня истечения срока наниматель должен уведомить органы по труду и занятости о том, что нарушения устранены. Если этого не сделать — будет составлен протокол по ст. 10.11 КоАП.
В целях предупреждения по недопущению нанимателями нарушений законодательства о занятости, органами по труду проводится разъяснительная работа.
Наниматели информируются:
индивидуально — путем направления разъяснительных писем;
масштабно — информация публикуется в местных СМИ, размещается на информационных стендах в службах занятости, проводятся «круглые столы», семинары и др. мероприятия массового характера.
Действия нанимателя могут являться административным правонарушением, если он:
Последствия для нарушителей
Есть ситуации, когда органы занятости сразу составляют протокол об административном правонарушении:
Справочно: Статья 10.11. Нарушение законодательства о занятости населения
1. Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, –
влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
2. Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у этого нанимателя, –
влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
3. Неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.
Важно знать.
Факт принятия нового сотрудника на вакантную должность, о которой не уведомлялись органы занятости, не устраняет нарушение.
Управление по труду, занятости и социальной защите Лунинецкого районного исполнительного комитета объявляет о проведении 28 февраля 2022 г. среди негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг.
КОНКУРС НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
ИЗВЕЩЕНИЕ
о проведении конкурса на выполнение государственного
социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг
25 января 2022 г. |
№ 1 |
Государственный заказчик Управление по труду, занятости и социальной защите Лунинецкого районного исполнительного комитета; Брестская область, 225644, г. Лунинец, ул. Красная, 1; в лице начальника Семенченко Ирины Михайловны, телефон 8(01647)2-14-45; электронный адрес: lunuprav@brest.by объявляет о проведении 28 февраля 2022 г. среди негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг.
Проведение конкурса, оформление участия в нем и определение победителя конкурса осуществляются в порядке, установленном Положением о порядке проведения конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219.
Договор на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг должен быть подписан в течение 3-х рабочих дней с даты подведения итогов конкурса.
Прием конкурсных предложений осуществляется в запечатанных конвертах на бумажном носителе в соответствии с графиком работы государственного заказчика.
Срок приема конкурсных предложений истекает в 17 часов 27 февраля 2022 г.
Вскрытие конвертов с конкурсными предложениями состоится 28 февраля 2022 г. в 10 часов по адресу: Брестская обл., г. Лунинец, ул. Красная, 1, 1 этаж, кабинет № 105.
Задание
на оказание социальных услуг
посредством государственного социального заказа
1. Наименования социальных услуг:
Услуги индивидуального ухода и социально-бытовые услуги пожилым гражданам старше 60 лет и инвалидам I и II группы, утратившим способность к самообслуживанию и передвижению.
2. Трудная жизненная ситуация человека, на решение которой направлено оказание социальных услуг:
Отсутствие надлежащего ухода для поддержания жизнедеятельности граждан с ограничением способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению, в том числе наличие тяжелых заболеваний.
3. Информация о получателях социальных услуг:
3.1. социально-демографическая характеристика:
возрастная группа: нетрудоспособные граждане старше 60 лет и инвалиды I и II группы независимо от возраста;
социальный статус: пенсионер, инвалид;
(ребенок (ребенок-инвалид), пенсионер, инвалид, другое)
семейное положение: одинокие, одиноко проживающие лица,
(одинокий, одиноко проживающий, семья, другое)
за которыми не осуществляется постоянный уход с выплатой пособия по уходу, в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149, и который не оформлен на надомное обслуживание в отделении социальной помощи на дому ТЦСОН (включая услуги сиделки);
3.2. медицинские показания к оказанию социальной услуги:
частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и передвижению, в том числе при наличии психических, онкологических заболеваний, туберкулеза и иных тяжелых заболеваний, которые являются противопоказанием к зачислению на обслуживание в государственное учреждение «Лунинецкий территориальный центр социального обслуживания населения» (кроме заболеваний, требующих специализированного лечения и заболеваний, при которых больной представляет угрозу для окружающих);
3.3. порядок (процедура) определения лиц, имеющих право на получение данных услуг (включая перечень документов, необходимых для получения услуг (если таковые используются), основания отказа в оказании услуг:
примерный перечень документов, необходимых для получения услуги индивидуального ухода и социально-бытовых услуг:
- заявление;
- медицинская справка о состоянии здоровья;
- документ, удостоверяющий личность;
- удостоверение инвалида (при наличии);
- акт обследования материально-бытового положения гражданина;
- справка о месте жительства и составе семьи;
- сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста (при необходимости).
основания отказа в оказании услуг:
- несоответствие получателя социальных услуг требованиям, указанным в п. 3.1. и п. 3.2., настоящего задания на оказание социальных услуг посредством государственного социального заказа;
- не предоставление перечня документов, необходимых для получения социальных услуг в виде индивидуального ухода и социально- бытовых услуг, предусмотренного настоящим заданием на оказание социальных услуг посредством государственного социального заказа.
3.4. порядок оказания услуг:
заключение договора, наличие и ведение необходимой документации, сопровождающей процесс оказания социальных услуг;
Максимальное количество ставок для оказания услуг 7 – 10 гражданам – 1,0 ставка.
3.5. другое: противопоказанием к оказанию социальных услуг в виде индивидуального ухода и социально-бытовых услуг являются заболевания и (или) состояния, при которых получатель услуг представляет непосредственную опасность для себя и (или) окружающих; заболевания, требующие оказания медицинской помощи, в том числе специализированной в стационарных условиях в организации здравоохранения.
4. Информация о социальных услугах:
4.1. перечень действий (работ), выполняемых для получателя социальных услуг в рамках предоставления услуг:
услуги индивидуального ухода: измерение артериального давления; измерение температуры тела; постановка согревающего компресса и постановка горчичников по рекомендации врача; контроль самостоятельного приема лекарственных средств; накожное применение лекарственных средств по рекомендации врача; гигиенический уход за кожей лица и шеи; гигиенический уход за глазами; гигиенический уход за волосами; бритье; гигиенический уход за ногтями; перемещение в постели пациента с выраженными ограничениями в способности к передвижению; размещение в постели пациента с выраженными ограничениями в способности к передвижению; пособие при перемещении пациента с ограничениями в способности к передвижению вне постели; пособие при пользовании переносным туалетом; подача судна, утки; смена подгузника; кормление через рот; введение жидкости пациенту через рот с помощью поильника; обучение пациента самостоятельному уходу; обучение самопомощи при перемещении в постели; обучение близкого окружения подопечного навыкам ухода; обучение близкого окружения пациента технике его перемещения и размещения в постели, пособие при смене нательного белья; пособие при смене одежды; содействие в выполнении реабилитационных мероприятий;
социально-бытовые услуги: приготовление и смена постельного белья; доставка лекарственных средств и медицинских изделий; внесение платы из средств обслуживаемого лица за жилищно-коммунальные услуги, пользование жилым помещением; услуги связи; оказание помощи в пользовании телефонной связью, почтовыми услугами; чтение вслух журналов, газет, книг; сопровождение в организации здравоохранения; помощь в поддержании порядка в жилых помещениях; очистка придомовых дорожек от снега в зимний период; помощь в растопке печей; доставка воды (для проживающих в жилых помещениях без центрального водоснабжения);покупка и доставка на дом продуктов питания; промышленных товаров первой необходимости; сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и их доставка на дом; оказание помощи в приготовлении пищи, приготовление простых блюд и т.д.
4.2. объем социальных услуг:
численность получателей социальных услуг в месяц, которым необходимо оказать услуги, 7-10 человек;
продолжительность оказания социальных услуг: 8 часов в сутки;
периодичность оказания социальных услуг: ежедневно с понедельника по пятницу, кроме государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими; периодичность посещения каждого получателя услуги определяется по результатам оценки состояния его здоровья (c учетом заключения территориальных государственных организаций здравоохранения) и определения его потребностей в комплексном индивидуальном уходе, который непосредственно проводит медицинский персонал;
срок оказания социальных услуг: март – декабрь 2022 г.;
4.3. размер субсидии на заработную плату и начисления на заработную плату (на вознаграждение и начисления на вознаграждения по гражданско-правовым договорам) 7025,00 (семь тысяч двадцать пять) рублей;
4.4. место оказания социальных услуг: г. Лунинец и Лунинецкий район (Брестской области);
4.5. требования к персоналу, оказывающему социальные услуги:
граждане, старше 18 лет, знание способов ухода за больными (престарелыми и инвалидами), знание санитарно-гигиенических норм, наличие медицинской справки о состоянии здоровья.
5. Ожидаемые результаты:
удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах, оказание услуг индивидуального ухода, дополнительной помощи пожилым гражданам и инвалидам, облегчение физических страданий и укрепление здоровья, оказание психологической и моральной поддержки, поддержание жизнеспособности и качества жизни пожилых граждан и инвалидов.
В организациях агропромышленного комплекса Брестской области начаты работы по уборке зерновых культур, для выполнения которых привлекается большое количество технических и людских ресурсов. Крайне жаркие погодные условия усложняют «битву за урожай». Для обеспечения безопасного проведения уборочных работ активизирована работа всех служб райисполкомов, государственных надзорных органов и профсоюзов. Предпринимаются всевозможные меры, чтобы результаты работы сельскохозяйственных коллективов, выполняющих самую мирную работу - уборку урожая, не были омрачены травмированием или гибелью работников. Людские потери по условиям соревнования среди организаций АПК сводят на нет результаты работы всего коллектива. До начала выполнения уборочных работ комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома совместно с райисполкомами, государственными надзорными органами проведён ряд мероприятий для профилактики производственного травматизма. Так, 09.07.2021 на базе ОАО «Жабинковский» и ОАО «Ракитница» Жабинковского района проведен областной семинар-совещание с участием председателей райисполкомов, начальников, агрономов и инженеров районных управлений, 14.07.2021 в Брестском районе с участием представителя управления Департамента государственной инспекции труда проведен учебный семинар по охране труда со специалистами и работниками хозяйств. С 12.07.2021 по 19.07.2021 в организациях области проведена Неделя нулевого травматизма при проведении уборочных работ, разработаны дополнительные мероприятия по предупреждению травматизма в организациях АПК. Вопросы обеспечения безопасности и предупреждения травматизма в период проведения уборочных работ регулярно освещаются на сайтах райисполкомов и на стендах организаций АПК. В районные управления по сельскому хозяйству и продовольствию направлены информационные письма Департамента государственной инспекции труда, Министерства по сельскому хозяйству и продовольствию Республики Беларусь о мерах по предупреждению производственного травматизма при проведении уборочных работ для проведения внеплановых инструктажей по охране труда и ознакомления работников. Совместная работа райисполкомов, надзорных органов, профсоюзов и нанимателей дает свои результаты – за июнь и истекший период июля месяца смертельных и тяжелых несчастных случаев на производстве в сельскохозяйственных организациях области не зарегистрировано. Вместе с тем, профилактическую работу необходимо продолжать.
Областным управлением Департамента государственной инспекции труда в период с 20 июля по 20 августа текущего года инициировано проведение областного месячника безопасности труда при проведении уборочных работ. Основными задачами месячника являются: обеспечение безопасности труда работников на рабочих местах и принятие профилактических мер по снижению рисков, способствующих возникновению производственного травматизма. В ходе месячника государственные инспекторы управления, при участии в обследованиях мобильными группами сельскохозяйственных организаций, будут оказывать руководителям и специалистам практическую помощь по обеспечению безопасности проведения уборочных работ, выявлять нарушения норм законодательства по охране труда и применять оперативные мер по их устранению. В ходе данных мероприятий руководителям и специалистам структурных подразделений организаций АПК непосредственно на месте будут даваться необходимые разъяснения по безопасной организации труда.
Несмотря на значительную работу, проведенную специалистами райисполкомов и организаций АПК по подготовке техники и производственного оборудования к уборочной, в начале месячника мобильными группами выявлялись отдельные нарушения требований законодательства об охране труда, которые могли привести к непоправимым последствиям. В некоторых организациях на зерносушильных комплексах имели место случаи эксплуатации технологического оборудования без защитных ограждений приводных механизмов (ременных, цепных, зубчатых передач, карданных валов). Отсутствовали решетки на завальных ямах или на решетках отсутствовали замки. Имелись нарушения охраны труда по эксплуатации оборудования и в мастерских по ремонту техники. Значительная часть выявленных недостатков была устранена специалистами хозяйств еще в ходе обследования мобильной группы.
Анализ несчастных случаев, происшедших в организациях АПК области за первое полугодие 2021 года показал, что основными причинами тяжелого травмирования работников являются: несоблюдение работниками требований инструкций по охране труда, трудовой и производственной дисциплины, допуск работников к эксплуатации машин и оборудования, не отвечающих требованиям безопасности, невыполнение руководителями и специалистами хозяйств обязанностей по охране труда.
Очевидно, что от действия каждого руководителя хозяйства и руководителей структурных подразделений, от их требовательности и принципиальности зависят жизнь и здоровье людей. Крайне важным элементом является качество подготовки по вопросам охраны труда лиц, выполняющих работы с повышенной опасностью (механизаторов, водителей автотранспорта, электриков, электрогазосварщиков и др.). Работа с механизмами, технологическим оборудованием требует высокий уровень подготовленности и согласованности персонала. Малейшие ошибки могут привести к непоправимым последствиям. Многое зависит и от работы специалистов по охране труда хозяйств, которые в период уборочной страды должны постоянно находится на полях и зернотоках, своевременно реагировать и принимать действенные меры, направленные на упреждение производственного травматизма. Жизнь и здоровье каждого человека бесценны, также, как и выращенный ими хлеб.
Первый заместитель начальника
Брестского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда В.В. Бацук
Решением Лунинецкого районного исполнительного комитета 29 марта 2021 г. № 476 утверждено Положение о системе управления охраной труда в Лунинецком районе, основной целью которого является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, соблюдение законодательства в области охраны труда.
О проблемных вопросах в сфере трудовых и гражданско-правовых взаимоотношений
Периодически в адрес Пинского межрайонного отдела Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда поступают обращения граждан, которые работали в организациях (у индивидуальных предпринимателей) без письменного оформления трудовых или гражданско-правовых правоотношений, которым не выплатили или выплатили не в полном объёме заработную плату, окончательный расчёт при увольнении, а также денежного вознаграждения за выполненные работы по гражданско-правовому договору.
Вопросы трудовых правоотношений регулируются Трудовым Кодексом Республики Беларусь (далее – ТК) и другими нормативными правовыми актами о труде.
Согласно ст. 25 Трудового Кодекса Республики Беларусь при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:
1) документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы (например, при приеме на работу токарем наниматель вправе потребовать документ, подтверждающий возможность выполнять такого рода работы);
4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Прием на работу без указанных документов не допускается.
Наниматель вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
Если для выполнения работы законодательством установлено требование о прохождении предварительного медицинского осмотра, наниматель должен потребовать от трудоустраивающегося гражданина медицинское заключение о состоянии его здоровья.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах. Каждая страница трудового договора и приложений к нему нумеруется и подписывается работником и нанимателем либо уполномоченным им должностным лицом. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у нанимателя. В соответствии с требованиями (ст. 18 ТК). После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись (ст. 25 ТК).
В случае отсутствия у работника документов подтверждающих наличие трудовых правоотношений работник вправе обратиться в суд с требованием понудить нанимателя надлежаще оформить трудовые отношения. При этом доводы работника о фактическом наличии трудовых отношений должны быть обоснованными и подтверждаться доказательствами (показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов, а также другим носителям информации, если с их помощью можно получить сведения о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела). В противном случае суд откажет в удовлетворении иска.
Следует различать трудовые и гражданско-правовые правоотношения. В отличии от трудовых, гражданско-правовые правоотношения регулируются Гражданским Кодексом Республики Беларусь и Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам». При этом гражданам за выполненную работу, оказанную услугу и созданный объект интеллектуальной собственности по гражданско-правовым договорам (договорам подряда) выплачивается не заработная плата, а вознаграждение, как правило, согласно акта выполненных работ, который подписывается сторонами.
Гражданско-правовые договора так же заключаются в письменном виде. Согласно требованиям, п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» в них, указывается порядок расчета сторон, включая суммы, подлежащие выплате. Разногласия между сторонами, в том числе по размеру выплат согласно Гражданскому Кодексу Республики Беларусь рассматриваются в судебном порядке.
Следует отметить, что органам Департамента государственной инспекции труда, не предоставлено право установления факта наличия трудовых либо гражданско-правовых отношений между гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия документов, подтверждающих наличие таких отношений.
Из практики рассмотрения обращений граждан, при взаимной договоренности между нанимателем и работником в трудовом договоре указывается одна сумма (минимальная заработная плата), а фактически работнику выплачивается заработная «в конверте» превышающая в несколько раз размеры заработной платы, указанной в трудовом договоре. При этом при увольнении работника и наличии конфликтной ситуации между ним и работодателем, работнику выплачивается сумма фактически указанная в трудовом договоре.
Для исключения фактов обмана граждан недобросовестными нанимателями (работодателями) рекомендуется не приступать к выполнению трудовых правоотношений или к оказанию каких-либо видов услуг без наличия, заключенного в письменном виде трудового или гражданско-правового договора.
Следует отметить, что, выплачивая заработную плату в конвертах недобросовестные наниматели причиняют ущерб не только государству (не производя налоговые отчисления, отчисления обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения и другие отчисления), но и работникам (в части выплаты гарантированного заработной платы, начисления пенсий, больничных и других социальных выплат).
С 19 июня 2021 г. по инициативе Комитета государственного контроля в связи с недостаточностью существующих мер административного воздействия в Уголовный кодекс Республики Беларусь вводится уголовная ответственность за выплату заработной платы «в конвертах».
Главный государственный инспектор
Пинского межрайонного отдела
Брестского областного управления
Департамента государственной
инспекции труда Ващилко О.В.
Кроме того, к пенсии по возрасту в соответствии со статьей 68 Закона инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
В случае смерти одного или обоих родителей инвалидам с детства может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца на период нахождения на инвалидности, при этом инвалидам с детства I группы к пенсии устанавливается надбавка 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, инвалидам с детства II группы – 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статьи 35, 41-1 Закона).
Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается по их выбору одна пенсия.
Также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, предусмотрена возможность перерасчета назначенной пенсии по инвалидности (независимо от группы инвалидности) из заработной платы за периоды работы после ее назначения.
Так, статьей 69-1 Закона предусмотрен перерасчет пенсии по инвалидности, если пенсионер, получающий пенсию по инвалидности, проработал 24 месяца с более высоким заработком. В этом случае ему начисляется новый индивидуальный коэффициент с более высокого заработка. Так как величина индивидуального коэффициента заработка влияет на размер пенсии, соответственно его увеличение приведет к повышению размера пенсии по инвалидности.
В указанные 24 месяца работы включаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход) получателя пенсии по инвалидности, из которого уплачены обязательные страховые взносы за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента.
Другие периоды, засчитываемые в стаж работы для назначения пенсии (например, дневная форма обучения, уход за ребенком в возрасте до 3-х лет и др. согласно части второй статьи 51 Закона), в 24-месячный период работы, дающий право на перерасчет пенсии по инвалидности, не включаются.
Если представленный получателем пенсии по инвалидности новый заработок для перерасчета пенсии по статье 69-1 Закона невысокий и не приводит к увеличению индивидуального коэффициента заработка, то оснований для перерасчета пенсии по инвалидности не имеется. Размер выплачиваемой пенсии по инвалидности не пересматривается.
Для рассмотрения вопроса о возможном перерасчете назначенной пенсии по инвалидности, независимо от оснований, требуется письменное обращение получателя пенсии в управление по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.
При возникновении права на повышение пенсии по инвалидности перерасчет назначенной пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился за таким перерасчетом.
Разъяснения
об изменениях в оплате труда
работников бюджетных организаций
с 1 июля 2021г.
В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь в 2020 году была создана рабочая группа по вопросам реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. №27.
В состав данной рабочей группы вошли представители республиканских органов государственного управления и Комитета государственного контроля.
Рабочей группой была проведена аналитическая работа, в том числе с выездом на места, направленная на разрешение проблемных вопросов, возникших в организациях при применении норм Указа № 27.
В ходе проведения указанной работы неоднократно указывалось на фактическую утрату стимулирующей функции премии, поскольку Указом
№ 27 определено, что на ее выплату направляются средства в размере 5 процентов от сумм окладов работников, а неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, могут направляться на установление стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат.
Это привело к необходимости установления государственными органами надбавок, дублирующих функции премии. Кроме этого, и работниками руководителям организаций более понятно и привычно материальное стимулирование с учетом оценки результатов ежемесячной работы с использованием премии в более высоких размерах.
На основании предложений рабочей группы издан Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020г. №482, которым внесены изменения в Указ №27.
В соответствии с Указом №482 с 1 июля 2021 г. предусматривается увеличение размера средств, направляемых на премирование работников бюджетных организаций с 5 до 20 процентов от суммы их окладов в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда. Кроме этого на премирование будут направляться неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе неиспользованные в 1 полугодии 2021 г.
Данная мера позволит увеличить долю премирования в объеме стимулирующих выплат работникам бюджетных организаций.
В соответствии с планом мероприятий по реализации пункта 2 Указа № 482, утвержденного Правительством Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 30/223-446/13266р, государственными органами, Национальной академией наук (далее – государственные органы), отдельными бюджетными организациями, не подчиненными и не входящими в состав (систему) государственных органов (далее – отдельные организации), приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие размеры всех видов стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат (из расчета премии 20 процентов от суммы окладов) и позволяющие с 1 июля 2021года обеспечить реализацию норм Указа №482.
По вопросу установления размеров стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат приняты:
8 нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие на работников подчиненных организаций и работников бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области деятельности) соответствующих государственных органов.
Справочно. Приняты следующие нормативные правовые акты:
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 января 2021 г. №3 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. №53»;
постановление Министерства информации Республики Беларусь от 15 января 2021 г. №1 «Об изменении постановления Министерства информации Республики Беларусь от 18 июня 2019г. №2»;
постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 18 января 2021 г. №2 «Об изменении постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. №32»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2020 г. №286 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. №71»;
постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18 января 2021 г. №2 «Об изменении постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 36»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 января 2021 г. №3 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. №23»;
постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19января 2021 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. №99»;
постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26января 2021 г. № 2«Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33»;
29 локальных правовых актов (постановления и приказы иных государственных органов, которые распространяют свое действие на подчиненные организации, а также локальные правовые акты отдельных организаций).
Поскольку с 1 июля 2021 года на премирование будут направляться не только средства в размере 20 процентов сумм окладов работников, но и неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, то установление иных стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат в конкретном размере позволит сохранить уровень оплаты труда работников, установленный до 1 июля 2021года.
Кроме того, во исполнение Плана мероприятий государственными органами приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие порядок определения планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) соответствующих государственных органов, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов.
О соблюдении законодательства о занятости населения
В ходе реализации активных мер содействия занятости населения главной задачей государственной службы занятости является оказание помощи в трудоустройстве. Особое внимание уделяется вопросам повышения конкурентоспособности безработных граждан.
Руководствуясь требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 года № 510 (в редакции Указа Президента от 26.07.2012 года № 332), управлением по труду, занятости и социальной защите (далее – управление) на постоянной основе осуществляется мониторинг организаций по соблюдению законодательства о занятости населения, в том числе в части своевременности и полноты предоставления сведений о наличии вакансий, а также сведений о предстоящем высвобождении работников .
В целях проведения информационно - разъяснительной работы с нанимателями в части своевременности и полноты предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) управление информирует, что сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» заполняются и представляются нанимателем в органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту нахождения свободных рабочих мест (вакансий) в электронном виде или на бумажном носителе (приложение 6 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.11.2006 № 149 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 08.04.2013 № 31) в течение 5 дней с момента образования свободных рабочих мест (вакансий).
Организации, включенные в перечень для трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утверждённый решением Брестского облисполкома от 31.001.2017 года, обязаны представлять такие сведения в трёхдневный срок.
Вакансия - это должность (профессия), предусмотренная штатным расписанием, которая не замещена работником на основании трудового договора по данной должности (профессии).
Согласно части 3 статьи 10.11. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) – влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.
Полномочиями составление административных протоколов и ведение административного процесса наделены Чередниченко Елена Геннадьевна и Тельпук Ольга Николаевна.
Одновременно обращаем внимание на обязанность нанимателя своевременно (в день заполнения) информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении вакансий, о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите.
Для эффективной работы управления с нанимателем в области предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) особое внимание следует обратить на предоставление указанных сведений в электронном виде при наличии у нанимателя электронной цифровой подписи. Для подачи данных сведений нанимателю необходимо заполнить соответствующую электронную форму на информационном портале государственной службы занятости населения (gsz.gov.by).
За более подробной информацией можно обратиться в отдел по занятости населения управления (г. Лунинец, ул. Фрунзе, 12), контактные телефоны:
- 3-11-40 – заместитель начальника управления Чередниченко Елена Геннадьевна,
- 3-10-94 – начальник отдела по занятости населения Тельпук Ольга Николаевна,
- 6-22-49 – главный специалист отдела по занятости населения Яворская Татьяна Павловна,
- 6-22-19 – главный специалист отдела по занятости населения Горегляд Татьяна Алексеевна,
- 2-74-93 – главный специалист отдела по занятости населения (г.Микашевичи) Шашкова Ирина Адамовна.
Отдельно отметим, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (статья 21), а также п. 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите.
Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.
В соответствии с ч.1 ст. 10.12. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приёме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.
Ответственным за работу по трудоустройству обязанных лиц является заместитель начальника управления Чередниченко Елена Геннадьевна (тел. 31140).