Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Социальная сфера // Социальная защита, труд, занятость // Управление по труду, занятости и социальной защите
23/04/2021 06:04

Разъяснения
об изменениях в оплате труда
работников бюджетных организаций
с 1 июля 2021г.

В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь в 2020 году была создана рабочая группа по вопросам реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. №27.

В состав данной рабочей группы вошли представители республиканских органов государственного управления и Комитета государственного контроля.

Рабочей группой была проведена аналитическая работа, в том числе с выездом на места, направленная на разрешение проблемных вопросов, возникших в организациях при применении норм Указа № 27.

В ходе проведения указанной работы неоднократно указывалось на фактическую утрату стимулирующей функции премии, поскольку Указом

№ 27 определено, что на ее выплату направляются средства в размере 5 процентов от сумм окладов работников, а неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, могут направляться на установление стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат.

Это привело к необходимости установления государственными органами надбавок, дублирующих функции премии. Кроме этого, и работниками руководителям организаций более понятно и привычно материальное стимулирование с учетом оценки результатов ежемесячной работы с использованием премии в более высоких размерах.

На основании предложений рабочей группы издан Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020г. №482, которым внесены изменения в Указ №27.

В соответствии с Указом №482 с 1 июля 2021 г. предусматривается увеличение размера средств, направляемых на премирование работников бюджетных организаций с 5 до 20 процентов от суммы их окладов в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда. Кроме этого на премирование будут направляться неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, в том числе неиспользованные в 1 полугодии 2021 г.

Данная мера позволит увеличить долю премирования в объеме стимулирующих выплат работникам бюджетных организаций.

В соответствии с планом мероприятий по реализации пункта 2 Указа № 482, утвержденного Правительством Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 30/223-446/13266р, государственными органами, Национальной академией наук (далее – государственные органы), отдельными бюджетными организациями, не подчиненными и не входящими в состав (систему) государственных органов (далее – отдельные организации), приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие размеры всех видов стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат (из расчета премии 20 процентов от суммы окладов) и позволяющие с 1 июля 2021года обеспечить реализацию норм Указа №482.

По вопросу установления размеров стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат приняты:

8 нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие на работников подчиненных организаций и работников бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области деятельности) соответствующих государственных органов.

Справочно. Приняты следующие нормативные правовые акты:

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 января 2021 г. №3 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. №53»;

постановление Министерства информации Республики Беларусь от 15 января 2021 г. №1 «Об изменении постановления Министерства информации Республики Беларусь от 18 июня 2019г. №2»;

постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 18 января 2021 г. №2 «Об изменении постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. №32»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2020 г. №286 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. №71»;

постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 18 января 2021 г. №2 «Об изменении постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 19 июня 2019 г. № 36»;

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 января 2021 г. №3 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. №23»;

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19января 2021 г. № 8 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. №99»;

постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26января 2021 г. № 2«Об изменении постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33»;

29 локальных правовых актов (постановления и приказы иных государственных органов, которые распространяют свое действие на подчиненные организации, а также локальные правовые акты отдельных организаций).

Поскольку с 1 июля 2021 года на премирование будут направляться не только средства в размере 20 процентов сумм окладов работников, но и неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, то установление иных стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат в конкретном размере позволит сохранить уровень оплаты труда работников, установленный до 1 июля 2021года.

Кроме того, во исполнение Плана мероприятий государственными органами приняты нормативные (локальные) правовые акты, устанавливающие порядок определения планового фонда оплаты труда работников бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в состав (систему) соответствующих государственных органов, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов.

28/01/2021 07:01

О соблюдении законодательства о занятости населения

В ходе реализации активных мер содействия занятости населения главной задачей государственной службы занятости является оказание помощи в трудоустройстве. Особое внимание уделяется вопросам повышения конкурентоспособности безработных граждан.

Руководствуясь требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 года № 510 (в редакции Указа Президента от 26.07.2012 года № 332), управлением по труду, занятости и социальной защите (далее – управление) на постоянной основе осуществляется мониторинг организаций по соблюдению законодательства о занятости населения, в том числе в части своевременности и полноты предоставления сведений о наличии вакансий, а также сведений о предстоящем высвобождении работников .

В целях проведения информационно - разъяснительной работы с нанимателями в части своевременности и полноты предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) управление информирует, что сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в соответствии с Законом  Республики Беларусь «О занятости  населения Республики Беларусь»  заполняются и представляются нанимателем в органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту нахождения свободных рабочих мест (вакансий) в электронном виде или на бумажном носителе (приложение 6 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.11.2006 № 149 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 08.04.2013 № 31) в течение 5 дней с момента образования свободных рабочих мест (вакансий).

Организации, включенные в перечень для трудоустройства  родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утверждённый решением Брестского облисполкома от 31.001.2017 года, обязаны представлять такие сведения в трёхдневный срок.

Вакансия - это должность (профессия), предусмотренная штатным расписанием, которая не замещена работником на основании трудового договора по данной должности (профессии).

Согласно части 3 статьи 10.11. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) – влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин.

Полномочиями составление административных протоколов и ведение административного процесса наделены Чередниченко Елена Геннадьевна и Тельпук Ольга Николаевна.

Одновременно обращаем внимание на обязанность нанимателя своевременно (в день заполнения) информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении  вакансий, о наличии которых в соответствии с законодательством были  уведомлены органы по труду,  занятости и социальной защите.

Для эффективной работы управления с нанимателем в области предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) особое внимание следует обратить на предоставление указанных сведений в электронном виде при наличии у нанимателя электронной цифровой подписи. Для подачи данных сведений нанимателю необходимо заполнить соответствующую электронную форму на информационном портале государственной службы занятости населения  (gsz.gov.by).

За более подробной информацией можно обратиться в отдел по занятости населения управления (г. Лунинец, ул. Фрунзе, 12), контактные телефоны:

- 3-11-40 – заместитель начальника управления Чередниченко Елена Геннадьевна,

- 3-10-94 – начальник отдела по занятости населения Тельпук Ольга Николаевна,

- 6-22-49 – главный специалист отдела по занятости населения Яворская Татьяна Павловна,

- 6-22-19 – главный специалист отдела по занятости населения Горегляд Татьяна Алексеевна,

-  2-74-93 – главный специалист отдела по занятости населения (г.Микашевичи)  Шашкова Ирина Адамовна.

Отдельно отметим, что в соответствии с Законом  Республики Беларусь «О занятости  населения Республики Беларусь» (статья 21), а также п. 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»  не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите.

Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.

В соответствии с ч.1 ст. 10.12. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приёме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Ответственным за работу по трудоустройству обязанных лиц является заместитель начальника управления Чередниченко Елена Геннадьевна (тел. 31140).

19/08/2020 12:08

18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», которым предусматриваются следующие изменения  в пенсионном законодательстве:

Для многодетных матерей

Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, с 9 до 12 лет в общей сложности

Для матерей, родивших четверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом (отпуском по уходу) за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. В настоящее время периоды ухода за детьми учитываются в пределах 9 лет.

Норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.

Пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в управление по труду, занятости и социальной защите (далее – управление).

Обращаться в управление с заявлением на перерасчет можно уже в ноябре-декабре 2020 года.

Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста

Женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Справочно: в 2020 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере требуется наличие страхового стажа не менее 17 лет 6 месяцев.

Для граждан с инвалидностью

Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы

Снижение страхового стажа гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидностиI и (или) II группы.

Справочно:

При нахождении на инвалидности I и (или) II группы:

11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев

12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет

13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев

14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет

15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев

16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет

17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев

18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет

19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев

20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет

 

Трудовая пенсия по возрасту гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года, назначается при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Трудовая пенсия вышеуказанной категории лиц назначается при наличии общего стажа работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (при наличии страхового стажа не менее 5 лет) для женщин – с 20 до 15 лет,для мужчин – с 25 до 20 лет.

По вопросу назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту также необходимо обратиться в управлениев установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами).

В соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (размер этого увеличения в августе  2020 г. составляет 32,02 руб.).

Для родителей детей-инвалидов

Увеличение размера социальной пенсии родителям детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы

Для родителей детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства  I группы, осуществляющих уход за инвалидами не менее 20 лет, размер социальной пенсии увеличивается до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (далее - БПМ пенсионера).

Социальная пенсия устанавливается одному из родителей ребенка-инвалида, осуществлявшему уход.

Справочно:

В августе 2020 г. размер социальной пенсии у таких родителей детей-инвалидов составляет 128,05 руб.

На сегодняшний день БПМ пенсионера составляет 193,92 руб,  130 процентов БПМ пенсионера – 252,10 руб.

Для других категорий граждан

Предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого полного страхового стажа, права на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже

При определении размера такой пенсии будет учитываться только страховой стаж.

При наличии 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73 процента БПМ пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

Женщины, достигшие возраста 60 лет и мужчины - 65 лет, приобретут право на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже при наличии страхового стажа:

от 10 до 17 лет - в 2021 году в размере от 73 до 94 процентов БПМ пенсионера (от 141,56 до 182,28 рубля)

18 лет - в 2022 году в размере 97 процентов БПМ пенсионера (или 188,10 рубля)

19 лет - в 2023 году в размере 100 процентов БПМ пенсионера (или 193,92 рубля)

Таким образом, при 19 годах страхового стажа трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по сравнению с социальной пенсией (в августе 2020 г размер социальной пенсии составляет 128,05 руб.)

Справочно: в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

 

Расширение круга лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца (смерти кормильца)

Предоставляется право на пенсию по случаю потери кормильца:

- лицам, которым по месту работы и работе по совместительству предоставлен отпуск по уходу за ребенком  умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности).

Пенсия по случаю потери кормильца в таком случае назначается также бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии не вступления в новый брак;

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильцадо достижения им трехлетнего возраста, либо не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности.

19/08/2020 12:08

4 августа 2019 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35, которым утверждена новая Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий (далее – Инструкция).

Инструкцией регламентируется:

(1) порядок обращения за пенсией;

(2) порядок организации работы по назначению пенсии (перерасчету пенсии, переводу с одной пенсии на другую, возобновление выплаты ранее назначенной пенсии), выплате пенсий (прекращению, приостановлению, удержанию из пенсий) в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон);

(3) ведение делопроизводства в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение (управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управления (отделы) социальной защиты местных администраций районов в городах);

(4) перечень документов, необходимых для назначения пенсий.

Так, обращение за пенсией осуществляется путем подачи соответствующего заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) и необходимых документов  в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, лично гражданином или через представителя.

Представитель -  лицо, уполномоченное в соответствии с законодательством представлять интересы заявителя (работодатель, организация, на руководителя которой законодательством возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей, законный представитель (родитель, усыновитель, удочеритель либо опекун, попечитель), доверенное лицо).

Заявление подается непосредственно в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по месту жительства гражданина, подтвержденному регистрацией по месту жительства. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность обратившегося за пенсией (паспорт гражданина Республики Беларусь – для граждан Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь – для иностранных граждан). Заявление может быть направлено и по почте, но в этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов (кроме копии документа, удостоверяющего личность), должны быть нотариально удостоверены.

- Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Если обратившемуся за пенсией отказано работодателем в представлении к назначению пенсии, он может подать заявление самостоятельно.

- Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица подается его законным представителем в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства законного представителя. При этом законный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие его полномочия. В случае раздельного проживания родителей (усыновителей, удочерителей) несовершеннолетнего лица заявление принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства родителя (усыновителя, удочерителя), с которым это несовершеннолетнее лицо проживает.

- Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица, находящегося в организации, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, подается организацией в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения организации. Организация, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего или недееспособного лица, представляет документы, подтверждающие ее полномочия.

- Граждане, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, подают заявление в управление по месту нахождения исправительного учреждения, лечебно-трудового профилактория через администрацию этого учреждения.

- Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Республики Беларусь, подают заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, где они зарегистрированы.

По общему правилу, определенному в статье 7 Закона, обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В пункте 11 Инструкции предусматривается, что при совпадении срока обращения за пенсией, обусловленного достижением определенного пенсионного возраста и возникновением права на пенсию, с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, прием заявления о назначении пенсии производится накануне их. При этом учитывается следующее:

- условие достижения определенного пенсионного возраста считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.

Например, женщина 31.07.1963 года рождения, достигает общеустановленного пенсионного возраста, и права на пенсию по возрасту на общих основаниях 31 июля 2020 г.  (в 57 лет 6 мес – в 2020 г.), при выполнении иных условий, предусмотренных законодательством.

- если в месяце года достижения определенного пенсионного возраста отсутствует число, соответствующее числу месяца рождения, то таковым считается последний день этого месяца.

В случае если в документе, подтверждающем рождение, указан только год без обозначения точной даты рождения, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.

Обращаем также внимание, что поменялись формы заявления  о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии), представления к назначению пенсии.

26/03/2020 05:03

В связи с ситуацией распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, просим минимизировать посещения пожилыми гражданами мест массового скопления людей.

Социальная служба  готова оказать помощь одиноким пожилым гражданам и инвалидам по доставке продуктов питания и лекарств ( за счет средств пожилых граждан и с их согласия).

За оказанием помощи по доставке продуктов питания и лекарств одиноким пожилым гражданам и инвалидам нужно обращаться в Государственное учреждение «Лунинецкий территориальный центр социального обслуживания населения» ежедневно с 9.00 до 18.00 по телефону 33936.

31/01/2020 06:01

17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 15).

Настоящим Указом предусматривается предоставление права на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно) работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа. При этом наличие у таких работников права на досрочную профессиональную пенсию по Закону Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС, вступил в силу с 01.01.2009) и продолжительность их профессионального стажа значения не имеют.

Данная норма Указа № 15 вступила в силу с 1 января 2020 г.

 

Справочно: до вступления в силу Указа № 15 (до 1 января 2020 г.) лица, работавшие во вредных условиях труда (статьи 12 (п. «в-з»), 13, 15, 47-49, 49-2), выработавшие с 1 января  2009 г. половину требуемого профессионального стажа по Закону о ППС, теряли право досрочно пенсионироваться  в общей пенсионной системе. Таким работникам могла быть назначена  досрочно (ранее общеустановленного пенсионного возраста) только профессиональная пенсия по Закону о ППС, размер которой исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

 

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

 

Справочно: нормы Указа № 15 коснулись следующих категорий работников: трактористов-машинистов, непоследственно занятых в производстве сельхозпродукции в колхозах, совхозах, других предприятий сельского хозяйства; работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах; доярок (операторов машинного доения), телятниц, занятых по уходу за телятами молочного периода, свинарей-операторов в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства; водителей городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов; работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; отдельных категорий работников авиации и летно-испытательного состава; отдельных категорий медицинских и педагогических работников, артистов, спортсменов.

Например, тракторист-машинист выработал 12 лет специального стажа до 01.01.2009 и 10 лет профессионального стажа в период с 01.01.2009.

В соответствии с Указом № 15 данный работник может реализовать свое право на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в общей пенсионной системе в соответствии с п. «Д» статьи 12 Закона.

К сведению, право на досрочную пенсию по возрасту по п. «Д» статьи 12 Закона на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено трактористам-машинистам, непосредственно занятым в производстве сельхозпродукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчинам при наличии не менее 20 лет стажа  на указанных работах и 25 лет общего стажа работы. Таким образом, половина от необходимого стажа работы с вредными условиями труда  составляет 10 лет.

 

Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).

Работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пении по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47-49, 49-2 Закона, право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону о пенсионном обеспечении не предоставляется. Таким работникам предоставляется право:

- формирования досрочной профессиональной пенсии.

В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);

выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии.

Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;

- получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования.

Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.

 

Например, гражданин Х., работающий трактористом- машинистом, обратился в органы по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного жительства за назначением досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по пункту «д» статьи 12 Закона. У него имеется 9 лет 11 месяцев специального стажа, выработанного до 01.01.2009, и 11 лет профессионального стажа, выработанного в период с 01.01.2009.

Так как у гражданина Х. отсутствует  половина от необходимо специального стажа до 01.01.2009, права на  назначение досрочной пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда в общей пенсионной системе в соответствии  с пунктом «д» статьи 12 Закона  не имеется. Он может реализовать свое право на профессиональную пенсию по условиям и нормам Закона о ППС.

17/12/2019 14:12

18 октября 2019 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда».

Согласно данному Указу с 1 января 2020 г. будет устанавливаться ежемесячная доплата к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий, имеющим одновременно ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, в размере двукратной базовой ставки,  устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Справочно: постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» базовая ставка с 1 января 2020 г. устанавливается в размере 180 рублей.

Для целей Указа к неработающим получателям пенсий относятся лица, получающие пенсии, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Пенсионеру, имеющему право на ежемесячную доплату, следует обращаться в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.

Для подтверждения права на ежемесячную доплату необходимо представить следующие документы: заявление об установлении доплаты, трудовую книжку, национальные диплом доктора наук и аттестат профессора или диплом государственного образца и аттестат профессора, выданные аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27 февраля 1996 г.

Доплата к пенсии назначается и выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (но не ранее 1 января 2020 г.). Выплата доплаты производится в порядке, предусмотренном для выплаты пенсий.

Доплата не устанавливается к пенсиям лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

19/04/2018 06:04
О выдаче удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и право на льготы
18/04/2018 12:04
Право на повышение пенсии гражданам, имеющим удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, выданное по статье 20 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»
04/04/2018 11:04

Для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 №285

«О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).

Согласно ч.1 ст.54 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК РБ) при приеме на работу наниматель обязан:

1)потребовать документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;

2)ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;

3)ознакомить работника под роспись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок; должностными (рабочими) инструкциями;

4)провести вводный инструктаж по охране труда;

5)оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;

6)в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.

В соответствии с ч.1 ст.18 ТК РБ трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами, один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. Прием на работу без указанных документов не допускается (ч.2 ст.26 ТК РБ).

После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись (ч.4 ст.25 ТК РБ).

Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:

порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;

обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее – заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора и ответственность за их невыполнение;

основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;

ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки;

обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим требования по охране труда при выполнении лесосечных работ являются Межотраслевые правила по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь 30.12.2008 №211/39.

Руководство лесосечными работами осуществляет руководитель работ (мастер).

К выполнению лесосечных работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие необходимую профессиональную подготовку, прошедшие в установленном порядке медицинские осмотры, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

В случае отсутствия мастера руководство этими работами может быть возложено на одного из работников организации, прошедшего обучение и проверку знаний по охране труда для ведения данного вида работ.

На каждую лесосеку до начала разработки в зависимости от конкретных условий рельефа местности, состава насаждения, способа рубки, используемых машин, оборудования и форм организации труда должна быть составлена технологическая карта разработки лесосеки.

Проводить лесосечные работы без технологической карты не допускается.

С утвержденной технологической картой руководитель работ должен ознакомить под роспись всех работников, которым предстоит разрабатывать лесосеку.

Лесосечные работы прекращаются во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м). Не допускается осуществлять валку деревьев при скорости ветра свыше 11 м/с.

На территории опасной зоны во время валки деревьев не допускается расчищать снег вокруг деревьев, обрубать сучья, чокеровать, трелевать, сжигать сучья и выполнять другие работы.

До начала выполнения основных лесосечных операций производятся подготовительные работы, включающие подготовку лесосек и лесопогрузочных пунктов, обустройство мастерского участка, строительство лесовозных усов, уборку опасных деревьев, разметку магистральных и пасечных трелевочных волоков.

Оставлять опасные деревья на корню или в зависшем состоянии не допускается.

ПОДГОТОВКА ЛЕСОСЕКИ К РУБКЕ

До начала основных лесосечных операций подготавливаются зоны безопасности. На расстоянии не менее 50 м от границ лесопогрузочных пунктов, верхних складов, передвижных электростанций, лебедок, обогревательных помещений, стационарных мест работы и стоянок лесосечных машин и другого оборудования или помещений, предназначенных для размещения их в лесных массивах, не подлежащих разработке, должны быть убраны опасные деревья, а в подлежащих разработке - все деревья.

При выполнении лесосечных работ с применением моторных пил (валка деревьев, очистка их стволов от сучьев, раскряжевка (поперечная разрезка ствола дерева на части - кряжи) на лесосеке и верхнем лесоскладе, опиливание их по габариту подвижного состава) должны соблюдаться следующие меры безопасности:

заправку бензомоторных пил горюче-смазочными материалами производить при неработающем двигателе;

не использовать в качестве горючего этилированный бензин;

перед запуском двигателя убедиться, что пильная цепь не касается никаких предметов;

запуск двигателя осуществлять на расстоянии не ближе 3 м от места заправки пилы;

не пилить концевой частью пильного аппарата во избежание отбрасывания пилы на работающих;

переходить от дерева к дереву с моторной пилой при работе двигателя на холостых оборотах (с включенным тормозом);

не работать с моторной пилой выше уровня плеча;

не работать с моторной пилой, если она неисправна, плохо отрегулирована или не полностью собрана;

мелкий ремонт, смену пильной цепи, ее натяжение, а также поворот редуктора при переходе от пиления в горизонтальной плоскости к пилению в вертикальной плоскости и наоборот выполнять при неработающем двигателе;

вынимать зажатую в резе шину после остановки двигателя.

Выполнение лесосечных работ ближе 50 м от границ охранных зон линий электропередачи и связи следует производить по наряду-допуску, определяющему безопасные условия труда.

 

ВАЛКА ДЕРЕВЬЕВ

До начала валки дерева должно быть подготовлено рабочее место:

вырублен кустарник, мешающий валке (вокруг дерева в радиусе 0,7 м);

срезаны нижние ветки и сучья на стволе дерева;

подготовлен путь отхода длиной не менее 4 м под углом 45° в направлении, противоположном падению дерева, а зимой расчищен или утоптан снег вокруг дерева и на пути отхода.

Ширина отходной дорожки после расчистки или утаптывания снега должна быть не менее 0,45 м, глубина оставленного снега по кольцу вокруг дерева на отходной дорожке - не более 0,2 м.

При валке деревьев необходимо:

использовать валочные приспособления: валочную лопатку, топор с клиньями, а при работе вальщика в паре с лесорубом - валочную вилку;

при разработке ветровально-буреломных лесосек, горельников (лесных площадей, на которых лес поврежден или уничтожен огнем) и при подготовке лесосеки к рубке работать вдвоем (вальщик с лесорубом с использованием валочной вилки);

убедиться в отсутствии людей, животных, машин и механизмов в опасной зоне. Валка деревьев при нахождении в опасной зоне людей, животных, машин и механизмов не допускается;

оценить размеры, форму ствола и кроны, наклон подлежащего валке дерева, направление и силу ветра, убедиться в отсутствии на нем зависших сучьев, которые могут упасть в процессе пиления, и с учетом технологических требований выбрать направление валки;

подпиливать с той стороны, в которую намечено валить дерево;

подпиливать прямостоящие деревья на глубину 1/4, а деревья, наклоненные в сторону направления валки, на глубину 1/3 диаметра в месте спиливания;

В начале падения дерева вальщик и лесоруб должны немедленно отойти на безопасное расстояние (не менее 4 м) под углом 45° в направлении, противоположном падению дерева, по заранее подготовленным путям отхода, следя за падающим деревом и сучьями.

Снимать зависшие деревья следует трактором, лебедкой или при помощи конной тяги с длиной троса или каната не менее 35 м.

Для снятия зависшего дерева трос или канат укрепляются на комлевой части и в зависимости от конкретных условий стаскиваются под углом или вдоль зависшего дерева.

Снимать зависшие деревья допускается:

рычагами перемещением комля дерева в сторону, при этом все рабочие должны находиться с одной стороны ствола дерева;

воротом, закрепленным за комель зависшего дерева одного конца каната и наматыванием другого при помощи рычага на ствол растущего дерева;

кондаком - вращением зависшего дерева вокруг оси.

При наличии нескольких зависших деревьев каждое из них снимают отдельно.

Работники, занятые на лесосечных работах, и лица, осуществляющие надзор и контроль за ведением этих работ, должны носить защитные каски, при необходимости - наушники, защитные очки или щитки.

К списку новостей