18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», которым предусматриваются следующие изменения в пенсионном законодательстве:
Для многодетных матерей
Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, с 9 до 12 лет в общей сложности
Для матерей, родивших четверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом (отпуском по уходу) за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. В настоящее время периоды ухода за детьми учитываются в пределах 9 лет.
Норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.
Пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в управление по труду, занятости и социальной защите (далее – управление).
Обращаться в управление с заявлением на перерасчет можно уже в ноябре-декабре 2020 года.
Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста
Женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.
Справочно: в 2020 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере требуется наличие страхового стажа не менее 17 лет 6 месяцев.
Для граждан с инвалидностью
Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы
Снижение страхового стажа гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидностиI и (или) II группы.
Справочно:
При нахождении на инвалидности I и (или) II группы:
11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев
12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет
13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев
14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет
15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев
16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет
17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев
18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет
19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев
20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет
Трудовая пенсия по возрасту гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года, назначается при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Трудовая пенсия вышеуказанной категории лиц назначается при наличии общего стажа работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (при наличии страхового стажа не менее 5 лет) для женщин – с 20 до 15 лет,для мужчин – с 25 до 20 лет.
По вопросу назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту также необходимо обратиться в управлениев установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами).
В соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (размер этого увеличения в августе 2020 г. составляет 32,02 руб.).
Для родителей детей-инвалидов
Увеличение размера социальной пенсии родителям детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы
Для родителей детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, осуществляющих уход за инвалидами не менее 20 лет, размер социальной пенсии увеличивается до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (далее - БПМ пенсионера).
Социальная пенсия устанавливается одному из родителей ребенка-инвалида, осуществлявшему уход.
Справочно:
В августе 2020 г. размер социальной пенсии у таких родителей детей-инвалидов составляет 128,05 руб.
На сегодняшний день БПМ пенсионера составляет 193,92 руб, 130 процентов БПМ пенсионера – 252,10 руб.
Для других категорий граждан
Предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого полного страхового стажа, права на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже
При определении размера такой пенсии будет учитываться только страховой стаж.
При наличии 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73 процента БПМ пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.
Женщины, достигшие возраста 60 лет и мужчины - 65 лет, приобретут право на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже при наличии страхового стажа:
от 10 до 17 лет - в 2021 году в размере от 73 до 94 процентов БПМ пенсионера (от 141,56 до 182,28 рубля)
18 лет - в 2022 году в размере 97 процентов БПМ пенсионера (или 188,10 рубля)
19 лет - в 2023 году в размере 100 процентов БПМ пенсионера (или 193,92 рубля)
Таким образом, при 19 годах страхового стажа трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по сравнению с социальной пенсией (в августе 2020 г размер социальной пенсии составляет 128,05 руб.)
Справочно: в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.
Расширение круга лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца (смерти кормильца)
Предоставляется право на пенсию по случаю потери кормильца:
- лицам, которым по месту работы и работе по совместительству предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности).
Пенсия по случаю потери кормильца в таком случае назначается также бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии не вступления в новый брак;
- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильцадо достижения им трехлетнего возраста, либо не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности.
4 августа 2019 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35, которым утверждена новая Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий (далее – Инструкция).
Инструкцией регламентируется:
(1) порядок обращения за пенсией;
(2) порядок организации работы по назначению пенсии (перерасчету пенсии, переводу с одной пенсии на другую, возобновление выплаты ранее назначенной пенсии), выплате пенсий (прекращению, приостановлению, удержанию из пенсий) в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон);
(3) ведение делопроизводства в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение (управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управления (отделы) социальной защиты местных администраций районов в городах);
(4) перечень документов, необходимых для назначения пенсий.
Так, обращение за пенсией осуществляется путем подачи соответствующего заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) и необходимых документов в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, лично гражданином или через представителя.
Представитель - лицо, уполномоченное в соответствии с законодательством представлять интересы заявителя (работодатель, организация, на руководителя которой законодательством возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей, законный представитель (родитель, усыновитель, удочеритель либо опекун, попечитель), доверенное лицо).
Заявление подается непосредственно в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по месту жительства гражданина, подтвержденному регистрацией по месту жительства. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность обратившегося за пенсией (паспорт гражданина Республики Беларусь – для граждан Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь – для иностранных граждан). Заявление может быть направлено и по почте, но в этом случае подпись заявителя на заявлении и приложенные к нему копии документов (кроме копии документа, удостоверяющего личность), должны быть нотариально удостоверены.
- Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Если обратившемуся за пенсией отказано работодателем в представлении к назначению пенсии, он может подать заявление самостоятельно.
- Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица подается его законным представителем в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства законного представителя. При этом законный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие его полномочия. В случае раздельного проживания родителей (усыновителей, удочерителей) несовершеннолетнего лица заявление принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства родителя (усыновителя, удочерителя), с которым это несовершеннолетнее лицо проживает.
- Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица, находящегося в организации, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя, подается организацией в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения организации. Организация, на руководителя которой возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего или недееспособного лица, представляет документы, подтверждающие ее полномочия.
- Граждане, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, подают заявление в управление по месту нахождения исправительного учреждения, лечебно-трудового профилактория через администрацию этого учреждения.
- Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Республики Беларусь, подают заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, где они зарегистрированы.
По общему правилу, определенному в статье 7 Закона, обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В пункте 11 Инструкции предусматривается, что при совпадении срока обращения за пенсией, обусловленного достижением определенного пенсионного возраста и возникновением права на пенсию, с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, прием заявления о назначении пенсии производится накануне их. При этом учитывается следующее:
- условие достижения определенного пенсионного возраста считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.
Например, женщина 31.07.1963 года рождения, достигает общеустановленного пенсионного возраста, и права на пенсию по возрасту на общих основаниях 31 июля 2020 г. (в 57 лет 6 мес – в 2020 г.), при выполнении иных условий, предусмотренных законодательством.
- если в месяце года достижения определенного пенсионного возраста отсутствует число, соответствующее числу месяца рождения, то таковым считается последний день этого месяца.
В случае если в документе, подтверждающем рождение, указан только год без обозначения точной даты рождения, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.
Обращаем также внимание, что поменялись формы заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии), представления к назначению пенсии.
В связи с ситуацией распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, просим минимизировать посещения пожилыми гражданами мест массового скопления людей.
Социальная служба готова оказать помощь одиноким пожилым гражданам и инвалидам по доставке продуктов питания и лекарств ( за счет средств пожилых граждан и с их согласия).
За оказанием помощи по доставке продуктов питания и лекарств одиноким пожилым гражданам и инвалидам нужно обращаться в Государственное учреждение «Лунинецкий территориальный центр социального обслуживания населения» ежедневно с 9.00 до 18.00 по телефону 33936.
17 января 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 15).
Настоящим Указом предусматривается предоставление права на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении) (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно) работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного льготного стажа. При этом наличие у таких работников права на досрочную профессиональную пенсию по Закону Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС, вступил в силу с 01.01.2009) и продолжительность их профессионального стажа значения не имеют.
Данная норма Указа № 15 вступила в силу с 1 января 2020 г.
Справочно: до вступления в силу Указа № 15 (до 1 января 2020 г.) лица, работавшие во вредных условиях труда (статьи 12 (п. «в-з»), 13, 15, 47-49, 49-2), выработавшие с 1 января 2009 г. половину требуемого профессионального стажа по Закону о ППС, теряли право досрочно пенсионироваться в общей пенсионной системе. Таким работникам могла быть назначена досрочно (ранее общеустановленного пенсионного возраста) только профессиональная пенсия по Закону о ППС, размер которой исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.
Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 г. не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.
Справочно: нормы Указа № 15 коснулись следующих категорий работников: трактористов-машинистов, непоследственно занятых в производстве сельхозпродукции в колхозах, совхозах, других предприятий сельского хозяйства; работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах; доярок (операторов машинного доения), телятниц, занятых по уходу за телятами молочного периода, свинарей-операторов в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства; водителей городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов; работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; отдельных категорий работников авиации и летно-испытательного состава; отдельных категорий медицинских и педагогических работников, артистов, спортсменов.
Например, тракторист-машинист выработал 12 лет специального стажа до 01.01.2009 и 10 лет профессионального стажа в период с 01.01.2009.
В соответствии с Указом № 15 данный работник может реализовать свое право на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в общей пенсионной системе в соответствии с п. «Д» статьи 12 Закона.
К сведению, право на досрочную пенсию по возрасту по п. «Д» статьи 12 Закона на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено трактористам-машинистам, непосредственно занятым в производстве сельхозпродукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчинам при наличии не менее 20 лет стажа на указанных работах и 25 лет общего стажа работы. Таким образом, половина от необходимого стажа работы с вредными условиями труда составляет 10 лет.
Следует отметить, что ранее (с 1 октября 2013 г.) аналогичное право пенсионирования по Закону о пенсионном обеспечении было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2 (п.п. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»).
Работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пении по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 12, 13, 15, 47-49, 49-2 Закона, право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону о пенсионном обеспечении не предоставляется. Таким работникам предоставляется право:
- формирования досрочной профессиональной пенсии.
В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);
- выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии.
Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;
- получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо указанного страхования.
Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате.
Например, гражданин Х., работающий трактористом- машинистом, обратился в органы по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного жительства за назначением досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по пункту «д» статьи 12 Закона. У него имеется 9 лет 11 месяцев специального стажа, выработанного до 01.01.2009, и 11 лет профессионального стажа, выработанного в период с 01.01.2009.
Так как у гражданина Х. отсутствует половина от необходимо специального стажа до 01.01.2009, права на назначение досрочной пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда в общей пенсионной системе в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона не имеется. Он может реализовать свое право на профессиональную пенсию по условиям и нормам Закона о ППС.
18 октября 2019 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда».
Согласно данному Указу с 1 января 2020 г. будет устанавливаться ежемесячная доплата к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий, имеющим одновременно ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, в размере двукратной базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Справочно: постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» базовая ставка с 1 января 2020 г. устанавливается в размере 180 рублей.
Для целей Указа к неработающим получателям пенсий относятся лица, получающие пенсии, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.
Пенсионеру, имеющему право на ежемесячную доплату, следует обращаться в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.
Для подтверждения права на ежемесячную доплату необходимо представить следующие документы: заявление об установлении доплаты, трудовую книжку, национальные диплом доктора наук и аттестат профессора или диплом государственного образца и аттестат профессора, выданные аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27 февраля 1996 г.
Доплата к пенсии назначается и выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (но не ранее 1 января 2020 г.). Выплата доплаты производится в порядке, предусмотренном для выплаты пенсий.
Доплата не устанавливается к пенсиям лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 №285
«О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).
Согласно ч.1 ст.54 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК РБ) при приеме на работу наниматель обязан:
1)потребовать документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;
2)ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;
3)ознакомить работника под роспись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок; должностными (рабочими) инструкциями;
4)провести вводный инструктаж по охране труда;
5)оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;
6)в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.
В соответствии с ч.1 ст.18 ТК РБ трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами, один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.
При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. Прием на работу без указанных документов не допускается (ч.2 ст.26 ТК РБ).
После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись (ч.4 ст.25 ТК РБ).
Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:
порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;
обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее – заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора и ответственность за их невыполнение;
основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;
ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.
Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим требования по охране труда при выполнении лесосечных работ являются Межотраслевые правила по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь 30.12.2008 №211/39.
Руководство лесосечными работами осуществляет руководитель работ (мастер).
К выполнению лесосечных работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие необходимую профессиональную подготовку, прошедшие в установленном порядке медицинские осмотры, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
В случае отсутствия мастера руководство этими работами может быть возложено на одного из работников организации, прошедшего обучение и проверку знаний по охране труда для ведения данного вида работ.
На каждую лесосеку до начала разработки в зависимости от конкретных условий рельефа местности, состава насаждения, способа рубки, используемых машин, оборудования и форм организации труда должна быть составлена технологическая карта разработки лесосеки.
Проводить лесосечные работы без технологической карты не допускается.
С утвержденной технологической картой руководитель работ должен ознакомить под роспись всех работников, которым предстоит разрабатывать лесосеку.
Лесосечные работы прекращаются во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане (видимость менее 50 м). Не допускается осуществлять валку деревьев при скорости ветра свыше 11 м/с.
На территории опасной зоны во время валки деревьев не допускается расчищать снег вокруг деревьев, обрубать сучья, чокеровать, трелевать, сжигать сучья и выполнять другие работы.
До начала выполнения основных лесосечных операций производятся подготовительные работы, включающие подготовку лесосек и лесопогрузочных пунктов, обустройство мастерского участка, строительство лесовозных усов, уборку опасных деревьев, разметку магистральных и пасечных трелевочных волоков.
Оставлять опасные деревья на корню или в зависшем состоянии не допускается.
ПОДГОТОВКА ЛЕСОСЕКИ К РУБКЕ
До начала основных лесосечных операций подготавливаются зоны безопасности. На расстоянии не менее 50 м от границ лесопогрузочных пунктов, верхних складов, передвижных электростанций, лебедок, обогревательных помещений, стационарных мест работы и стоянок лесосечных машин и другого оборудования или помещений, предназначенных для размещения их в лесных массивах, не подлежащих разработке, должны быть убраны опасные деревья, а в подлежащих разработке - все деревья.
При выполнении лесосечных работ с применением моторных пил (валка деревьев, очистка их стволов от сучьев, раскряжевка (поперечная разрезка ствола дерева на части - кряжи) на лесосеке и верхнем лесоскладе, опиливание их по габариту подвижного состава) должны соблюдаться следующие меры безопасности:
заправку бензомоторных пил горюче-смазочными материалами производить при неработающем двигателе;
не использовать в качестве горючего этилированный бензин;
перед запуском двигателя убедиться, что пильная цепь не касается никаких предметов;
запуск двигателя осуществлять на расстоянии не ближе 3 м от места заправки пилы;
не пилить концевой частью пильного аппарата во избежание отбрасывания пилы на работающих;
переходить от дерева к дереву с моторной пилой при работе двигателя на холостых оборотах (с включенным тормозом);
не работать с моторной пилой выше уровня плеча;
не работать с моторной пилой, если она неисправна, плохо отрегулирована или не полностью собрана;
мелкий ремонт, смену пильной цепи, ее натяжение, а также поворот редуктора при переходе от пиления в горизонтальной плоскости к пилению в вертикальной плоскости и наоборот выполнять при неработающем двигателе;
вынимать зажатую в резе шину после остановки двигателя.
Выполнение лесосечных работ ближе 50 м от границ охранных зон линий электропередачи и связи следует производить по наряду-допуску, определяющему безопасные условия труда.
ВАЛКА ДЕРЕВЬЕВ
До начала валки дерева должно быть подготовлено рабочее место:
вырублен кустарник, мешающий валке (вокруг дерева в радиусе 0,7 м);
срезаны нижние ветки и сучья на стволе дерева;
подготовлен путь отхода длиной не менее 4 м под углом 45° в направлении, противоположном падению дерева, а зимой расчищен или утоптан снег вокруг дерева и на пути отхода.
Ширина отходной дорожки после расчистки или утаптывания снега должна быть не менее 0,45 м, глубина оставленного снега по кольцу вокруг дерева на отходной дорожке - не более 0,2 м.
При валке деревьев необходимо:
использовать валочные приспособления: валочную лопатку, топор с клиньями, а при работе вальщика в паре с лесорубом - валочную вилку;
при разработке ветровально-буреломных лесосек, горельников (лесных площадей, на которых лес поврежден или уничтожен огнем) и при подготовке лесосеки к рубке работать вдвоем (вальщик с лесорубом с использованием валочной вилки);
убедиться в отсутствии людей, животных, машин и механизмов в опасной зоне. Валка деревьев при нахождении в опасной зоне людей, животных, машин и механизмов не допускается;
оценить размеры, форму ствола и кроны, наклон подлежащего валке дерева, направление и силу ветра, убедиться в отсутствии на нем зависших сучьев, которые могут упасть в процессе пиления, и с учетом технологических требований выбрать направление валки;
подпиливать с той стороны, в которую намечено валить дерево;
подпиливать прямостоящие деревья на глубину 1/4, а деревья, наклоненные в сторону направления валки, на глубину 1/3 диаметра в месте спиливания;
В начале падения дерева вальщик и лесоруб должны немедленно отойти на безопасное расстояние (не менее 4 м) под углом 45° в направлении, противоположном падению дерева, по заранее подготовленным путям отхода, следя за падающим деревом и сучьями.
Снимать зависшие деревья следует трактором, лебедкой или при помощи конной тяги с длиной троса или каната не менее 35 м.
Для снятия зависшего дерева трос или канат укрепляются на комлевой части и в зависимости от конкретных условий стаскиваются под углом или вдоль зависшего дерева.
Снимать зависшие деревья допускается:
рычагами перемещением комля дерева в сторону, при этом все рабочие должны находиться с одной стороны ствола дерева;
воротом, закрепленным за комель зависшего дерева одного конца каната и наматыванием другого при помощи рычага на ствол растущего дерева;
кондаком - вращением зависшего дерева вокруг оси.
При наличии нескольких зависших деревьев каждое из них снимают отдельно.
Работники, занятые на лесосечных работах, и лица, осуществляющие надзор и контроль за ведением этих работ, должны носить защитные каски, при необходимости - наушники, защитные очки или щитки.
В связи с возникающими в холодный период года сложными метеорологическими обстановками, помимо обеспечения безопасности при эксплуатации территорий, следует особое внимание уделять выполнению работ по очистке кровли зданий и сооружений.
В целях профилактики и недопущения в дальнейшем случаев травмирования в зимний период года работающих при передвижении, а также обеспечения безопасности при организации и проведении работ по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:
• содержать территорию в чистоте и порядке, очищать от снега и льда с проведением противогололедных мероприятий;
• обеспечивать работников, выполняющих работы в неблагоприятных температурных условиях, средствами индивидуальной защиты;
• крыши зданий в зимнее время регулярно очищать от снега, а козырьки, карнизы - от образовавшегося оледенения;
• к техническому обслуживанию зданий допускать лиц, достигших 18-летнего возраста, имеющих соответствующую профессиональную подготовку по видам выполняемых работ, прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
• выполнение работ на крыше зданий производить по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности;
• техническое обслуживание кровель и устройств на них производить под руководством лица, ответственного за безопасное проведение этих работ;
• осмотр, очистку кровель производить в сухую погоду с соблюдением требований безопасности;
• сбрасывать снег с крыш в дневное время. В случае необходимости проведения этих работ в вечернее или ночное время обеспечить хорошее освещение места работы и подходов к нему;
• прекращать работы на высоте и открытом воздухе, выполняемые непосредственно с конструкций, перекрытий и тому подобного, при изменении погодных условий с ухудшением видимости, при гололеде, сильном ветре, снегопаде, а работников выводить с места работы;
• для очистки кровли применять деревянные лопаты или скребковые устройства. Очистку снега производить в валяной или резиновой обуви;
• своевременно сбивать наледи и сосульки, свисающие с карнизов, козырьков зданий, используя специальные приспособления (крючки), с автогидроподъемников, автовышек и тому подобного;
• уборку больших наледей с карнизных участков кровель, не имеющих специальных обогревающих устройств, производить при помощи пара из шланга и других приспособлений с соблюдением мер предосторожности против ожогов и падения с крыши;
• ограждать внизу места производства работ по очистке крыши зданий от снега, сосулек и наледей, а проход для пешеходов и проезд для транспортных средств закрывать;
НЕ ДОПУСКАТЬ:
- работу на крыше одному работающему;
- выход на крышу в гололед или при скорости ветра 15 м/с и более;
- передвижение по крыше здания с уклоном более 20 градусов без предохранительного пояса и страхующего троса, прикрепленного к надежной опоре.
• при использовании территории, здания (помещения), сооружения несколькими работодателями, составить письменное соглашение об обязанностях по обеспечению ими требований по охране труда;
• в случае аренды здания (изолированных помещений, их частей) разграничение обязанности между собственником здания и арендатором по осуществлению его технического обслуживания устанавливать в соответствии с договором аренды (договором безвозмездного пользования), оформленным в соответствии с законодательством.
Наниматель обязан производить выплату заработной платы в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором (п. 4 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)). Начисленная заработная плата выплачивается работнику предприятия непосредственно в месте выполнения им трудовых обязанностей или перечисляется на счет работника в банке.
Задолженностью по заработной плате считается общая сумма заработной платы, причитающаяся работнику за фактически отработанное время в предыдущем месяце и не выплаченная ему. Задержка выплаты аванса не является задолженностью по выплате заработной платы, если окончательная заработная плата за весь месяц выплачена вовремя.
Просроченной задолженностью по заработной плате для целей статистики являются начисленные суммы заработной платы работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией до 24 часов последнего дня месяца, следующего за месяцем, за который эти суммы начислены. Что касается задолженности по выплате заработной платы, то таковой признается невыплата заработной платы в установленный коллективным договором день. Простая и просроченная задолженности всегда ведут к несвоевременной выплате заработной платы.
При несвоевременной выплате заработной платы она должна быть проиндексирована (ст. 58 ТК) в соответствии с индексом потребительских цен, который публикуется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. При этом основанием для проведения индексации является задержка выплаты заработной платы один календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным локальным нормативным правовым актом нанимателя, трудовым договором (контрактом) работника. Так, если заработная плата должна быть выплачена 15-го числа, то с 16-го числа следующего месяца наступает обязанность нанимателя индексировать сумму заработной платы, если она не была выплачена до этого времени.
Следует учитывать, что индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется в полном размере за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.
За несвоевременную выплату заработной платы законодательством предусмотрены дисциплинарная ответственность руководителя и административная ответственность как должностного лица, так и организации-нанимателя (ст. 465 ТК).
Руководитель организации может быть привлечен нанимателем - собственником имущества к дисциплинарной ответственности (ст. 198 ТК).
За нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты работникам организации заработной платы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, который может налагаться как на организацию, так и на должностных лиц, виновных в задержке выплаты заработной платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.19 Кодекса об административных правонарушениях(далее - КоАП) установлены следующие размеры штрафов:
- на должностное лицо - от четырех до двадцати базовых величин;
- на юридическое лицо - до ста базовых величин.
К административной ответственности за нарушение сроков выплаты зарплаты организацию вправе привлекать Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его структурные подразделения.
Административное взыскание за нарушение нанимателем или его уполномоченным должностным лицом порядка и сроков выплаты заработной платы может быть наложено не позднее одного года со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Руководитель организации может быть уволен по п. 1-2 ст. 47 ТК за нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий. Решение о его увольнении принимает собственник имущества организации либо уполномоченный им орган. Увольнение по данному основанию не является мерой дисциплинарного взыскания, поэтому оно допускается в любое время при обнаружении нарушения порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий. Увольнение по п. 1-2 ст. 47 ТК отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения (подп. 6.10 п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5).
Кроме того, руководители организаций несут ответственность за несвоевременную выплату заработной платы. Так, при наличии задолженности по заработной плате руководителям организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций):
- не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений (подп. 2.5 п. 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597);
- выплата заработной платы производится не ранее ее выплаты работникам организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной работникам (ч. 5 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29).
Наниматели, имеющие просроченную задолженность по заработной плате, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих тарифную ставку 1-го разряда в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством для оплаты труда работников бюджетных организаций, до ликвидации этой просроченной задолженности (с 1 апреля 2016 г. – 298 тыс. рублей) (п. 1.3Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483).
Наниматели - коммерческие организации - юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, со средней численностью работников за год 16 и более человек, кроме малых организаций без ведомственной подчиненности, обязаны представлять отчет по форме 12-т (задолженность) о просроченной задолженности по заработной плате в органы статистики за каждый месяц, в котором у нанимателя возникла такая задолженность. Форма государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» утверждена Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.05.2014 № 40. Представление искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики влечет наложение штрафа в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 23.18 КоАП, от 20 до 100 базовых величин.
Таким образом, нанимателю следует помнить, что несвоевременная выплата заработной платы влечет за собой целый ряд неблагоприятных правовых последствий.